uch otdel
ОРГАНИЗАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
Месячные планы работы института, планы-вызовы на курсовые мероприятия, образцы бланков заявлений на курсы и итоговая анкета слушателя курсов повышения квалификации и другая информация по организации учебного процесса в институте
.
 
distant
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Позволяет обучаться без отрыва от производства, гибко регулировать темп занятий, характер подачи. Информация подается в печатном, аудиовизуальном виде.

 

Мониторинг повышения квалификации на региональном уровне.

АНОНС КРУГЛОГО СТОЛА

20 ноября 2019 года в 10.00 в ГАУ ДПО «БИПКРО» (г. Брянск, улица Димитрова, дом 112) состоится областной круглый стол «Развитие практик использования результатов оценочных процедур в управлении качеством общего образования. Региональный аспект».

Ключевые вопросы для обсуждения:

  • оценочные процедуры, национальные программы оценки качества общего образования как ключевой элемент системы управления качеством образования;
  • единые подходы к оцениванию образовательных результатов на всех уровнях общего образования: нормативное сопровождение оценочных процедур;
  • механизмы управления качеством образования на основе анализа оценочных процедур в общеобразовательной организации и на уровне муниципалитета;
  • результаты анализа внешних и внутренних оценочных процедур как основа разработки программы повышения качества образования школ с низкими образовательными результатами;
  • сетевое профессиональное взаимодействие и возможности социального партнерства как условие повышения качества общего образования и др.

К участию в круглом столе приглашены: специалисты департамента образования и науки Брянской области (отдел по надзору и контролю в сфере образования), специалисты ГАУ «Брянский региональный центр обработки информации», специалисты ГАУ ДПО «БИПКРО», специалисты и методисты муниципальных органов управления образованием, руководители общеобразовательных учреждений.

Модератор: Татьяна Васильевна Кривонос, заведующая кафедрой управления и экономики образования ГАУ ДПО «БИПКРО». (тел. 59-94-20 доб. 130).

 

icon 2019_Программа Регионального круглого стола 20.11.2019 ГАУ ДПО БИПКРО (543.43 Кбайт)

Всероссийская научно-практическая конференция по русскому языку

 

В группе компаний «Просвещение» прошла крупнейшая конференция по филологии

Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы в школе находились в центре внимания участников всероссийской научно-практической конференции, которая открылась 28 октября в московском офисе группы компаний «Просвещение».

В мероприятии приняли участие ведущие специалисты региональных институтов развития образования, муниципальных методических служб, председатели региональных ассоциаций педагогов русского языка и литературы из 74 субъектов Российской Федерации. От ГАУ ДПО "БИПКРО" в работе конференции принимала участие старший преподаватель кафедры стратегического развития общего образования С.А. Гарбузова.

В программе трехдневной конференции были заявлены: современные подходы и пути их реализации в преподавании русского языка, литературы и русского родного языка в школе, вопросы формирования и оценки функциональной грамотности школьников, особенности государственной аттестации, современная русистика, обучение в рамках системы дополнительного образования и многие другие вопросы.

Лучшие авторы и педагоги

Обращаясь с приветственным словом к гостям конференции, генеральный директор «Просвещения» Дмитрий Климишин отметил, что спикерами на мероприятии выступят представители авторских коллективов учебников издательства по русскому языку, литературе и русскому родному языку.

«Наши авторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростовской области, Ярославля, Красноярска, Воронежа, Крыма готовы вместе с вами обсуждать актуальные вопросы филологического образования, в частности вопросы преподавания в школе русского языка, литературы и русского родного языка», - указал Дмитрий Климишин.

Он сообщил, что во второй день работы конференции состоится лекция победителя всероссийского конкурса «Учитель года России-2019» Ларисы Арачашвили. «Для нас большая честь сотрудничать с лучшими учителями страны», - отметил гендиректор «Просвещения».

«Я очень люблю свой предмет»

Лариса Арачашвили познакомила участников конференции со своим мастер-классом, с которым она шла на конкурс «Учитель года». Его основная тема – использование аллюзии как средства мотивации к изучению классической литературы и осмысления связи культурных эпох.

«Моя цель – сделать так, чтобы через современные, понятные вещи подвести детей к классической литературе и показать, что они не противостоят друг другу», - призналась педагог.

Например, один из уроков в 11 классе Лариса Арачашвили начинает с прослушивания композиции «Комната» группы 25/17, в тексте которой, как впоследствии узнают ребята, спрятана аллюзия на поэзию Бродского. «Группа 25/17 помогает мне раскрыть и саму личность Бродского: мы начинаем говорить о его биографии, о суде над ним. Затем мы слушаем уже запись, где сам Бродский читает свое стихотворение. Если я сразу с этого начну – дети просто не будут слушать», - пояснила спикер.

Она привела и другие примеры аллюзий, которые очень нравятся детям. Это манифест кубофутуристов 1912 года и популярный рэп-баттл, состоявшийся в 2017 году между известными рэперами Oxxxymiron и Слава КПСС, песня Би-2 «Ее глаза» и шекспировский Сонет 130, «Я вас любил…» Пушкина и одноименное стихотворение Бродского.

«Я не слушаю рэп, но я тот человек, который читает те книги, которые читают дети, слушает ту музыку, которую слушают дети. Если я замечаю что-то плохое, я объясняю им, почему это так», - отметила педагог.

По ее словам, прием аллюзии можно использовать для мотивации учебной деятельности, актуализации знаний, целеполагания, самостоятельной работы с использованием полученных знаний, рефлексии и проектной деятельности.

«То, что я делаю на уроках - это игрушки, - призналась Лариса Арачашвили. – Но эти игрушки повышают лояльность детей к моему предмету. А я очень люблю свой предмет, мне очень обидно, когда дети не видят красоту текста и не читают».

Новый предмет «Русский родной язык»

О содержательных и методических аспектах нового предмета «Русский родной язык» шла речь в презентации профессора кафедры русского языка, современной русской и зарубежной литературы Воронежского государственного педагогического университета Ольги Загоровской.

«Русский родной язык» – это абсолютно новый предмет. Он отличается от традиционного курса «Русский язык» по целям, содержанию, статусу и месту в учебном плане, требованиям к результатам обучения и способам их оценивания. Предмет «Русский родной язык» ориентирован на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, но не на его замену», - указала она.

По словам Загоровской, основная цель нового предмета – формирование у школьников познавательного интереса и любви к русскому языку и через него – к родной культуре, осознание школьниками исторической преемственности поколений и своей ответственности за сохранение культуры народа.

«Новый предмет ориентирован на изучение русского языка как инструмента познания русской культуры и приобщения к русской культуре», - добавила Загоровская.

Она кратко охарактеризовала новый УМК «Русский родной язык», вышедший в «Просвещении». «В учебных пособиях присутствует четкая система рубрик, есть много таблиц, иллюстраций. Практически все задания и упражнения носят практико-ориентированный характер и предполагают самостоятельную работу», - отметила эксперт.

О новом школьном предмете «Русский родной язык» и одноименном УМК издательства «Просвещение» рассказала доцент кафедры гуманитарных дисциплин ярославского Института развития образования Наталья Киселева.

«Курс русского языка как родного не дублирует содержание основного курса русского языка и имеет преимущественно практико-ориентированный характер. Работа с пособиями УМК обеспечивает воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа», - отметила Наталья Киселева.

Она представила обзор основных рубрик пособия, среди которых «Лингвистические заметки», «Из истории языка», «Моя Россия - о нашей стране», «Диалог культур – заимствования», «Круг чтения» и «Говорите правильно - орфоэпические нормы».

«Такие рубрики помогают нестандартно взглянуть на учебный процесс, разнообразить деятельность учащихся на уроках. Погружение в вопросы русской культуры и ментальности на примерах иллюстраций, высказываний известных личностей, стихотворений, цитат из словарей помогают развитию не только аналитических и коммуникативных навыков, но и учат ребят мыслить, а также задумываться о философских и культурных вопросах», - добавила эксперт.

Заключительный день конференции был посвящен современному контексту функционирования русского языка и особенностях проектирования учебных курсов по русскому языку и русскому родному языку.

Работа с текстом и «цифра»

«Грамота – это основа образования, а русский язык и литература – его важнейшие направления», - заявила в своем вступительном слове главный редактор «Просвещения» Надежда Колесникова. Она обратила внимание участников конференции на первую и главную проблему современной дидактики – умение прочитать и понять задание. «Потеря детьми навыка понимания и анализа текста приводит к проблемам и в других предметных областях», - указала Надежда Колесникова.

Она отметила, что с внедрением цифровой образовательной экосистемы учебник станет навигатором образовательного пространства, тем «устройством», которое будет при необходимости отсылать на различные платформы, где учащиеся смогут сами отрабатывать материал. «При этом как телевидение не убило театр, так и бумажный учебник останется в нашей дидактике как культурное основание. Поддержание высокого интереса учащихся к русскому языку и литературе, сочетая «цифру» и бумагу, – вот то, к чему нужно стремиться», - резюмировала Надежда Колесникова.

Фонохрестоматия и литературная карта России

Доцент кафедры методики преподавания литературы МПГУ Виктор Журавлев и ведущий научный сотрудник лаборатории общего филологического образования Института развития стратегии образования РАО Наталья Беляева уделили внимание обновлению содержания и методического сопровождения УМК «Литература».

По словам Журавлёва, обновление и доработка УМК по литературе является логичным шагом. «Программа по литературе с каждым годом и каждым классом призвана постепенно усложняться и подводить детей к анализу и интерпретации текста», - сказал эксперт.

Он отметил, что в рамках работы над данным УМК была предпринята первая попытка создать так называемую фонохрестоматию. «Фонохрестоматия - это не просто набор аудиовизуальных контекстов к произведениям литературы, а способ научить учащихся думать и анализировать. Сопоставляя авторское отношение к тексту с интерпретацией режиссера, композитора, актера, учащиеся учатся находить различия, сравнивать, делать выводы – одним словом, думать», - сказал он.

Кроме того, были сделаны первые шаги в создании литературной карты России – теперь учебники будут предоставлять информацию не только о биографии писателей или поэтов, но и об их родных или значимых для них местах, о музеях, заповедниках или выставках, посвящённых тем или иным литературным героям. «Создание такого историко-культурного фона играет важнейшую роль в развитии компетенций учащихся», – указал Виктор Журавлёв.

Наталья Беляева говорила о новом подходе к составлению поурочных разработок и методических пособий к УМК «Литература». «Важно не только приучать детей читать на уроках литературы, но и давать им мотивацию, учить искать информацию и получать результат самостоятельно», - отметила эксперт.

Она указала на все возрастающую роль, которую информатизация играет в системе образования. «Интернет - это огромное информационное поле, - говорит Наталья Беляева. - Важно сделать из этой просто информационной образовательную среду. Необходимо создание специальных учебных ресурсов, на которые можно будет давать ссылки, чтобы учащиеся могли сами проделывать проектную и исследовательскую работу по проверенным источникам».

Готовимся к PISA

О международном исследовании по модели PISA и успешных педагогических практиках участникам конференции рассказала Ольга Логинова, руководитель центра развития и управления качеством продукта «Просвещения».

«PISA проверяет не столько предметные знания, сколько умения применять их в новых ситуациях, на практике решать задачи из разных сфер деятельности, работать в команде. Как показало это международное исследование, российские школьники обладают значительным объемом знаний, однако не умеют ими пользоваться. Поэтому важно повышать уровень функциональной грамотности», - отметила Ольга Логинова. По ее словам, педагогам нужно создавать ситуации, которые мотивируют школьников учиться и сотрудничать: давать задания на работу в парах и малых группах, а также на само- и взаимооценку.

«Критерии построения правильного учебного процесса выделить сложно, поэтому проще сказать не как нужно, а как не стоит выстраивать уроки — не стоит держаться четких критериев верно/неверно и слепо следовать намеченному плану. Учитель должен быть пластичен и по-своему креативен, и именно так можно научить тому же и детей», - поделилась Ольга Логинова.

Повысить уровень функциональной грамотности обучающихся поможет серия изданий издательства «Просвещение». Среди них пособия с исследовательскими и проектными заданиями по разным предметам, многофункциональные задачники по алгебре, геометрии, географии, русскому языку, сборники метапредметных заданий.

10 тыс. заданий и подготовка ЕГЭ

Начальник отдела социально-гуманитарного образования МЦРКПО, председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы ЕНАП Роман Дощинский рассказал об открытом банке оценочных средств по русскому языку, который размещен на портале Федерального института педагогических измерений.

«Открытый банк включает более 10 тыс. заданий по основным разделам курса русского языка «Чтение», «Письмо», «Слушание», «Говорение», «Основные разделы науки о языке», включая задания с устной формой ответа, а также 58 контрольных измерительных материалов для проведения итоговых работ для начального общего, основного общего и среднего общего образования», - отметил Роман Дощинский. По его словам, главные потребители этого банка - разработчики государственной итоговой аттестации и сотрудники региональных центров качества. Однако он будет полезен и многим учителям при построении учебных занятий.

О том, как подготовить учащихся к итоговой аттестации по русскому языку, какие учебные пособия доказали свою эффективность рассказал заведующий кафедрой русского языка и литературы Таганрогского института им. А.П. Чехова Андрей Нарушевич. По его словам, готовить к экзаменам нужно уже в основной школе. «Только долгосрочные проекты бывают успешными», - указал Нарушевич, автор УМК «Русский язык» и «Русский родной язык». Он рассказал об интересных заданиях для подготовки к ЕГЭ и типичных ошибках учащихся.

«Живая классика»

Перед собравшимися выступила также президент Фонда конкурса юных чтецов «Живая классика» Марина Смирнова.

«Живая классика» помогает ребенку найти свою любимую книгу, свое отражение в литературном произведении. Не секрет, что книги, которые прочитал ребенок, могут очень сильно на него повлиять. Психологизм выбора детьми того или иного текста очень глубок», - отметила Смирнова.

По ее словам, Фонд конкурса «Живая классика» является организатором образовательных и культурных проектов, которые охватывают десятки регионов России и десятки стран мира. Цель этих проектов - повышение популярности современной и классической литературы во всем мире.

«Мы также создали приложение, которое помогает ребенку найти книгу, подходящую именно ему. Программа подбирает героев разных произведений, похожих на придуманных детьми персонажей. В систему загружено уже около 500 книг», - рассказала президент Фонда.

О методиках преподавания русского языка

Профессор кафедры методики преподавания русского языка МПГУ, соавтор УМК «Русский язык» Алевтина Дейкина представила современные подходы и пути их реализации в преподавании русского языка в средней школе. Среди наиболее актуальных подходов она выделила аксиологический, системно-деятельностный, культурологический, личностно-ориентированный, когнитивно-семантический, средовой.

В частности, аксиологический подход в школьном образовании актуален в силу ряда причин: общественно-социальных перемен 90-х годов ХХ века, когда отмечалось снижение внимания государства к сфере образования, особого значения русского языка для сохранения государственности, статусной роли родного языка для интеллектуального и духовно-нравственного развития личности.

По словам Дейкиной, сегодня можно говорить о том, что сложилась аксиологическая лингвометодика, под которой понимается преподавание русского языка путем реализации ценностного подхода как стратегии обучения.

Говоря о когнитивной концепции изучения русского языка, Алевтина Дейкина отметила, что методическая задача современного лингвистического образования – представить новое знание, используя следующие когнитивные тактики: ситуации, задачи, проблемные вопросы, диалог и др., что позволяет усилить механизм познания.

«Скорая помощь по русскому языку»

Заведующий кафедрой методики преподавания русского языка МПГУ Владислав Янченко рассказал об обучающем потенциале рабочих тетрадей «Скорая помощь по русскому языку» издательства «Просвещения» для 5-9 классов. По его словам, эти тетради – инструмент развития познавательного интереса к русскому языку.

«Рабочая тетрадь обладает большим потенциалом в деле развития познавательного интереса школьников к учебному предмету», - пояснил Янченко. Он привел несколько конкретных примеров, разобрав с аудиторией задания по орфографии, морфемике и синтаксису. Особое внимание в рабочих тетрадях уделяется упражнениям, в которых подчеркивается важность русского языка и русской культуры в современном мире.

Главное - мотивация

Заместитель директора красноярского Центра качества образования, заслуженный педагог Красноярского края Любовь Рябинина говорила о том, как мотивировать учащихся на уроках русского языка. По ее словам, к сожалению, практика показывает, что уже во 2 классе у многих детей отмечается снижение интереса к изучению русского языка.

«Одна из причин такой ситуации заключается в том, что дети не осознают, что тот язык, который преподается в классе, это тот же самый язык, на котором они говорят в повседневной жизни», - отметила Любовь Рябинина. По ее словам, разбор упражнений, связанных с реальной жизнью, формирующих у учащихся на уроках русского языка «пользовательские» умения, помогает мотивировать ребят, вовлечь их в работу и изменить собственную речь.

Русский язык в современном мире

Для того, чтобы спроектировать учебник и учебное пособие нужно понимать какие самые важные, самые актуальные направления сегодня есть в преподавания того или иного предмета. Для предметов русский язык и русский родной язык контекст задают нормативные документы такие, как  Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, а вот реализация этих документов напрямую зависит от контекста в котором ведется преподавание русского языка в школе — это снижение речевой культуры, изменения в речевом общении школьников —виртуализация общения, утрата значимости чтения, невысокая читательская активность, изменения в самом процессе чтения — текст переносится с бумаги на дисплеи.

«Мы определяем актуальные направления и ориентируемся на них при проектирования школьного курса русского языка и русского родного языка, мы уделяем большое внимание работе с текстами разных жанров, развитию функциональной грамотности» — рассказал канд. пед. наук, заместитель заведующего лабораторией филологического общего образования «Института стратегии развития образования РАО» Ольга Александрова.

Структура учебника

Об архитектонике УМК по русскому языку и русскому родному языке, разворотному принципу и преемственности алгоритмизации представления материала рассказал Андрей Нарушевич, канд. филол. наук, заведующий кафедрой русского языка Таганрогского института им. А. П. Чехова:

«У учебника должен быть особый алгоритм представления информации: каждый параграф начинается с орфографического практикума, где прорабатываются слова из предыдущего параграфа, каждое окошко на развороте носит особую задачу: разворот учебника — это единое смысловое пространство, где можно находить и собирать новые и новые смыслы, где каждое упражнение и каждое окошко способствует раскрытию общей темы».

О культуре речи

Культура речи является важнейшим аспектом содержания УМК по русскому языку и русскому родному языку. Канд. пед. наук, старший научный сотрудник «Института стратегии развития образования РАО» Юлия Гостева рассказала собравшимся о логике и принципах подачи материала в учебно-методических комплектах:  

«Мы должны обучить детей осознанной культуре речи, чтобы они могли поправлять сами себя: «это не так, я должен себя поправить». Во всех комплектах основная специфика представления информации — весь лингвистический материал связан с «языковым вкусом эпохи», он отражает современную речевую ситуацию и современные речевые проблемы. Логика подачи в учебнике — это рубрика «Культура речи» Но реализация этого аспекта не ограничивается одной рубрикой: с 5 класса начинается целенаправленное предъявление ученикам всех видов норм, основных правил по всем уровням языка».

В заключение конференции к участникам обратилась вице-президент по издательской деятельности «Просвещения» Виктория Копылова:

«Мы с вами присутствуем при том самом моменте, когда новый предмет, новый подход рождается на наших глазах. И это благодаря нашей с вами совместной работе: мы всегда говорим, что «Просвещение» существует для учителей, для тех, кто работает с учителями, и мы всегда открыты к тому, чтобы отвечать на ваши вопросы и сотрудничать».

Обучение в диалоге по-брянски

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Среди множества программ курсовой подготовки, предложенных ГАУ ДПО «Брянский институт повышения квалификации работников образования», программа по обучению диалоговой педагогике педагогов общеобразовательных учреждения для меня лично достаточно специфична. И именно ряд её особенностей делают её очень привлекательной для «ищущих», готовых меняться и развиваться учителей.

Во-первых, она строится совершенно по-особому. Начинаясь с полного погружения в методику «гражданский форум», эта программа существенно повышает мотивацию учителей к обучению: кажется, что технология проста и понятна – бери и делай. Но лишь изучив все этапы подготовки дискуссионных материалов, принципиальные отличия дискуссии от дебатов, отличительные особенности технологий и приемов диалоговой педагогики, мы понимаем, насколько эта методика многогранна и эффективна.

Во-вторых, этот курс подходит преподавателям абсолютно всех дисциплин. В этом убеждались и филологи, и обществоведы, и заместители директоров школ по воспитательной работе, и не только они. Тем более, что уже девять лет мы все работаем в реалиях Федерального государственного образовательного стандарта, который как раз и предполагает активное внедрение приемов диалоговой педагогики в образовательное взаимодействие всех субъектов образования. А для организации и проведения профилактической работы по самым разным направлениям со старшеклассниками гражданский форум просто уникальный инструмент.

В-третьих, наметившаяся в последнее время тенденция к получению дистанционного образования, во время обучения диалоговой педагогике себя, на мой взгляд, не оправдывает. Ведь обучение диалогу возможно только в диалоге. И отдавая должное организаторам курсов, следует отметить ещё одну значимую особенность. Они в полной мере учли то, что преподаватели сейчас утратили свою монополию на передачу знаний и являются далеко не единственными источниками нового, а значит заинтересовать ученика, повести его за собой, можно лишь будучи интересной и яркой личностью. И это в полной мере отразилось в подборе кадрового состава преподавателей курсов. Своими знаниями со слушателями делились доцент кафедры педагогики БГУ им. акад. И.Г. Петровского к.п.н. И.Г. Якимович, главный библиотекарь Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф.И. Тютчева Н.В. Нестерова, руководитель Центра гражданского образования ГАУ ДПО «БИПКРО» Н.С. Коваленко.

В совершенстве владея методикой проведения гражданского форума, эти талантливые педагоги, каждый в своей неповторимой манере, охотно делились своими наработками с нами – слушателями первого набора этого курса. Насколько эффективным было обучение можно судить по тому, что уже в этом учебном году пятеро слушателей предыдущего года влились в число преподавателей курса.

Первая встреча слушателей этого года состоялась в гостеприимных стенах гимназии № 4 г. Брянска. И все два дня педагоги гимназии активно проявляли свой интерес к содержанию курсов и делились своими впечатлениями с организаторами и слушателями.

И как по окончании совместной работы сказала одна из моих коллег: «Это самые нескучные курсы». И действительно, эта программа курсовой подготовки не только обучает слушателей теоретическим и практическим аспектам диалоговой педагогики, но и спасает от авторитарного начала в современной школе, заставляя педагогов по-новому взглянуть на свои уроки, своих учеников и на себя самих.

Барыкина О.А.,

зам. директора по ВР МБОУ «СОШ № 34» г. Брянска

Проректор института

01 ноября 2019 г. проректором по научно-методической и информационно-аналитической работе ГАУ ДПО "БИПКРО" назначен Лупоядов Виктор Николаевич, кандидат исторических наук, доцент.

Подкатегории

Вы здесь: Home News and Events