Виртуальный метод. кабинет

vkabinet
ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
Создает оптимальный доступ к необходимой информации, обеспечивает методическую помощь учителям и дает возможность опытным педагогам поделиться опытом работы. 

Учебная часть (расписание занятий) .

uch otdel

УЧЕБНАЯ ЧАСТЬ (расписание занятий)
Является структурным подразделением института в системе управления и координиции образовательного процесса. Ведет планирование, учет и контроль за ходом учебного процесса.

Дистанционное образование

 
distant
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Позволяет обучаться без отрыва от производства, гибко регулировать темп занятий, характер подачи. Информация подается в печатном, аудиовизуальном виде.

 

Вебинары и вебконференции

vebinar
ВЕБИНАРЫ И ВЕБКОНФЕРЕНЦИИ
Проведения вебинаров и вебконференций это современный подход к процессу получения и передачи знаний.  Учавствовать в вебинаре можно в любо месте, где есть доступ в интернет. 

Нам 65 лет...

РЕШАЕТ ВСЕ КВАЛИФИКАЦИЯ


             В юбилей принято, оглянувшись на прошлое, подвести черту под тем, что сделано, проанализировать былое. Юбилей — это новая веха, но начинается она, разумеется, не с чистого листа.

65 лет исполняется ныне Брянскому институту повышения квалификации работников образования (прежде — Брянский   институт усовершенствования учителей), он был создан в годы военного лихолетья, когда пострадавшая от оккупации Брянщина только-только приобрела статус самостоятельной области. Тогда не хватало практически всего: школьных зданий и оборудования, письменных принадлежностей, мебели, бумаги… и опытных педагогов, ведь продолжалась кровопролитная битва с фашизмом. Молодое поколение учителей отчаянно нуждалось в методической помощи, и создание института усовершенствования учителей стало мерой необходимой. Он был основан 30 июля 1944 года и стал ответом на вызовы того времени. И хотя сегодня иная жизнь, другие масштабы, но по-прежнему востребован педагогический профессионализм, и звучат на симпозиумах, форумах, семинарах учителей гордые слова: «Время выбрало нас». Для чего? А чтобы «племя младое» училось самостоятельно мыслить и совершенствоваться, развивалось динамично, соответствовало потребностям дня сегодняшнего. Решать задачи модернизации российскому образованию помогают сегодня 93 учреждения повышения квалификации педагогов, работающих в субъектах Федерации, 2562 муниципальные методические службы организуют методическую поддержку на местах.

Кроме того, в России насчитывается свыше 200 тысяч школьных предметных метод-объединений. Если говорить о Брянской области, то это более двух тысяч руководителей, а также, разумеется, наш Брянский институт повышения квалификации работников образования и 27 муниципальных методических служб. В областную систему повышения квалификации вошли сейчас многие образовательные учреждения Брянщины. БИПКРО — их объединяющая сила, координатор и флагман. Причина ясна: Брянский институт повышения квалификации работников образования на этом рынке услуг уже 65 лет, богатый опыт и хорошая база успешно служат одной цели: создать работоспособную систему деятельности в этом направлении. Результат оправдал ожидания.

По данным, опубликованным в журнале «Народное образование» за февраль 2009 года, в Ивановской, Кировской, Курской, Московской областях, в Хакасии, Алтае, а также в Брянской области ежегодно повышают квалификацию до 30 процентов педагогов. Им есть у кого учиться. В БИПКРО работают ученые со степенью доктора наук, 7 кандидатов наук, заслуженные учителя РФ.

Ректор БИПКРО И.Н. Пихенько убежден в том, что современный руководитель должен обладать и теми качествами, которые дают возможность организации выживать (умение заработать и потратить заработанное с толком), и теми, что помогут самореализоваться каждому из сотрудников.

— Я стараюсь быть справедливым, — говорит Иван Николаевич, — в подчиненных ценю прежде всего преданность делу и квалификацию и стремлюсь каждого педагогического работника БИПКРО нацелить на успех.

Ну что ж, такая психологическая установка руководителя также работает на результат. А каков этот результат? Об этом — в интервью с И.Н. Пихенько.

— Новые подходы к обучению, «новая школа», все прогрессивное в системе образования невозможно внедрить без готовности педагогов принять участие в инновационной деятельности. Однако одной решимости мало, нужны знания — фундамент всего прогрессивного. Что делает БИПКРО для того, чтобы уровень компетентности учителей соответствовал вызовам времени?

— Об этом трудно сказать в двух словах, поскольку работа идет по многим направлениям. Думаю, убедительнее всего будет статистика. Только в 2008 году 8296 педагогических работников Брянщины (33 процента от общего числа) прошли курсовую подготовку. Почти 90 учителей истории, работающих в профильных школах, преподаватели иностранного языка начальных классов, а также руководители дошкольных образовательных учреждений прошли профессиональную переподготовку, без которой они не сумели бы в полной мере соответствовать современным требованиям. 5923 педагогических работника стали участниками 180 научно-методических семинаров — это ли не результат? Но этим наша деятельность не ограничивается. Мы понимаем: чтобы она была успешной, необходимо досконально знать и анализировать все, что происходит в образовательной отрасли региона. С этой целью в конце 2007 года в БИПКРО был создан информационно-ресурсный кабинет, а с декабря 2008 года — Центр информационно-коммуникационных технологий и дистанционного образования. Методистами Центра проделана значительная работа, позволившая определить, каков инновационный потенциал региональной системы образования. Решили и следующую задачу — определить проблемные области инновационной деятельности образовательных учреждений. Это необходимо для того, чтобы знать, в какой именно научно-методической помощи они нуждаются и что могут в этой связи сделать для них специалисты БИПКРО. Научно-методическое сопровождение организации профильного и предпрофильного обучения, организационно-методическое сопровождение региональных конкурсов профессионального мастерства — вся эта кропотливая деятельность входит в общую систему работы БИПКРО. Но не исчерпывает ее.

— И думается, внедрению инновационного опыта победителей конкурсов в рамках приоритетного национального проекта «Образование» вы придаете особое значение?

— Конечно. Тем более что Брянская область всегда была богата творчески работающими педагогами.

— А по какой схеме ведется такого рода деятельность?

— Она организована так, чтобы с опытом победителей могли ознакомиться многие. Я уже перечислил вкратце формы проводимых нами многочисленных мероприятий, призванных этому способствовать. Добавим к этому списку проведение мастер-классов, творческих мастерских и т.д. Чтобы конкретизировать, назову несколько итоговых достижений. В их ряду:

проведение региональной научно-практической конференции «Нацпроект — стимул инновационных процессов в образовании Брянской области»;

издание информационно-методических сборников, методических рекомендаций и учебно-методических пособий;

создание каталога и банка данных инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов Брянской области (в том числе победителей конкурсов приоритетного национального проекта «Образование»);

издание (оно уже начато) серии сборников (в печатном и электронном вариантах) методических и дидактических материалов инновационной деятельности школ, гимназий и других учреждений образования и педагогов Брянской области, в том числе победителей конкурсов нацпроекта.

— Хотелось бы подробнее услышать о том, как внедряется инновационный опыт учреждений-победителей, ведь из вашего ответа явствует: он уже освещался в печати, анализировался.

— У нас разработана модель, включающая несколько уровней такого взаимодействия. Вначале школа, гимназия, лицей составляют информационную карту инновационного опыта. На этой основе создается база данных инновационного опыта, электронные презентации. Информационная карта предоставляется в соответствующую муниципальную службу, на региональном уровне опыт анализируется, уже после этого создаются банки данных инновационной деятельности. Полученная таким образом информация об инновационном опыте победителей направляется в Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в Москве.

Чтобы можно было представить этот процесс более детально, обращусь к перечню того, что было сделано нами на местах. Речь идет о том, что на базе образовательных учреждений — победителей нацпроектов были открыты (разумеется, совместно с БИПКРО) ресурсный центр (в гимназии № 1), пилотные и стажерские площадки (Брянский городской лицей № 1 им. А.С. Пушкина, гимназия № 1 Брянска, гимназии №№ 2, 3, 4, 5 Брянска, средние школы №№ 2, 12, 18, 59 Брянска, Супоневская школа № 1, Колтовская основная общеобразовательная школа, Мичуринская и Новодарковичская средние общеобразовательные школы Брянского района, школа № 3 г. Клинцы, Выгоничская общеобразовательная школа, Кокинская школа Выгоничского района, Старская школа Дятьковского района и другие). Кроме того, создано более 90 опорно-методических площадок.

— Все это должно иметь определенный социальный эффект. Это также анализируется?

— Разумеется. Мы обращаем внимание на активизацию органов власти, их заинтересованность, которая, так же как и сам нацпроект, влияет на рост доверия к государству со стороны педагогической общественности. Мы провели мониторинг, который позволил сопоставить степень активности и успешности участия образовательных учреждений и педагогов области в конкурсах национального проекта «Образование». Вот эти результаты:

высокой степенью активности подачи заявлений и побед порадовали нас Брянск, Брянский район, Клинцы и Клинцовский район, Новозыбков и Новозыбковский район, Стародуб и Стародубский район, Жуковский, Трубчевский, Климовский, Почепский, Дубровский и Унечский районы;

невысокая степень активности подачи заявлений, притом что практически все стали победителями, — в Жирятинском районе, г. Сельцо, Навлинском и Клетнянском районах;

высокая степень активности, но мало побед — Севский и Карачевский районы;

невысокая степень активности подачи заявлений и побед — Гордеевский, Злынковский, Красногорский, Суземский районы.

— Сегодня все громче и громче становится голос общественности. Наверное, она должна сказать свое слово и в том, что касается активности инновационных процессов. Насколько существенно сегодня общественное участие в сфере управления образованием? Существуют ли такие данные?

— Мы проводили такой мониторинг и можем констатировать: это стало неотъемлемой частью инновационного процесса, который на Брянщине активно формируется.

Для расширения общественного участия в управлении образованием области, организации деятельности попечительских (управляющих) советов школы сделаны серьезные шаги в Супоневской школе № 1 Брянского района, средней школе № 3 Клинцов, Навлинской школе № 2, Синезерской школе Навлинского района, Старской школе Дятьковского района, средней школе № 2 Брянска, Найтоповичской средней школе Унечского района, Краснокосаровской школе Мглинского района.

Развитием сети общеобразовательных учреждений для обеспечения условий получения качественного образования независимо от места жительства успешно занимаются Брянский, Жуковский районы, город Новозыбков и Клинцы.

— Успешность любого рода деятельности, особенно инновационной, во многом зависит от того, кто «у руля». Причем одного демократизма и стремления руководителя дать зеленый свет новаторам и активистам-общественникам, увы, недостаточно. Компетентность административного состава зачастую решает — «быть или не быть» инновационному всплеску. Должно быть, ваш институт не выпустил это из поля своего зрения?

— Подготовке управленческих кадров системы образования мы придаем большое значение, ведь от руководящих работников образовательных учреждений сегодня требуется умение оперативно действовать в быстро меняющихся ситуациях, иметь навыки предприимчивого хозяйствования в условиях ограниченных ресурсов, обладать глубокой юридической компетентностью, психологической и технологической готовностью к организации новых достижений и целей образования.

У современной школы много задач: освоить новые образовательные стандарты и новую систему оплаты труда, усовершенствовать еще одну систему — оценки качества образования. Введение нормативно-подушевого финансирования, информатизация, становление новых организационных форм, таких как автономия, — все это явления одного ряда. И свидетельствуют они об одном: учиться, учиться и учиться педагогам придется еще долго. И те, кто помогает им быть на высоте, должны и сами двигаться в сторону прогресса «впереди системы всей». В Брянском институте повышения квалификации работников образования это хорошо понимают. Ректор вуза И.Н. Пихенько успешность каждого из своих сотрудников считает делом важным, чуть ли не обязательным. Высокого уровня личной педагогической компетенции требует не только проведение практических семинаров, конференций, симпозиумов, но и работа с тьюторами, с руководителями образовательных учреждений, с теми, кому нелегко дается современный технологичный подход к обучению. А он, кстати, требует не только знаний, но и личного опыта.

Известную поговорку «без практики, увы, теория пуста» в БИПКРО понимают и принимают. И касается это разных направлений деятельности. Не уклонился институт и от того, чтобы «примерить на себя» новую форму государственного автономного учреждения. И — выстоял, не потерял своей за 65 лет наработанной гибкости, нелегким трудом приобретенного умения чутко реагировать на вызовы времени. Продолжая интервью с ректором БИПКРО И.Н. Пихенько, начало которого было опубликовано в прошлом номере «Брянской учительской газеты», мы знакомим наших читателей с опытом работы вуза начиная с момента его реорганизации.

— В чем суть изменений, которые возникли в связи с новым организационно-правовым статусом БИПКРО?

— Теперь государственное задание по научно-методическому и информационному сопровождению методической работы в области формируется учредителем. Курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов организуются департаментом общего и профессионального образования Брянской области на конкурсной основе.

— БИПКРО стал государственным автономным учреждением в конце 2008 года, всего десять месяцев назад.

…Была ли как-то откорректирована система работы института за этот период времени?

— Удалось сделать многое. Мы привлекли к процессу повышения квалификации учителей-практиков — тех, которые сумели заявить о себе, стали победителями конкурса приоритетного национального проекта «Образование». Они выступили в роли преподавателей-наставников, тьюторов, тренеров. Мы и впредь намерены широко использовать опыт лучших учителей для организации индивидуального обучения. Это, впрочем, лишь один шаг в нужном направлении.

— А сделан ли уже следующий шаг?

— Да. Мы, в частности, перевели процесс курсовой подготовки в интерактивный режим, то есть проводим с учителями индивидуальную работу на основе новых информационных технологий, тренинга, проектной и исследовательской деятельности. Особое внимание уделяем формированию умений, учим, как лучше выстроить содержание образования с перспективой перехода от усвоения школьниками готовых знаний к умению добывать эти знания. Или как надо использовать компьютерные технологии в профессиональной деятельности, а также для анализа своей экспериментальной работы. Не менее важно уметь на профессиональном уровне владеть мониторингом и проектированием (включая самопроектирование, проектирование в социальной сфере, проектирование содержания предмета и образовательной деятельности по его освоению).

С этого года мы ввели новую модульную, кредитно-накопительную, систему повышения квалификации. Она позволяет педагогу самостоятельно конструировать образовательный маршрут и выбирать наиболее приемлемые для себя сроки его реализации. Педагог совместно с методистом БИПКРО составляет индивидуальный накопительный образовательный маршрут повышения квалификации учителя, который согласовывается с руководителем образовательного учреждения.

— При подготовке руководителей образовательных учреждений к работе в новых условиях также применяется модульная система?

— Безусловно. В 2010 году обучение административных работников школ, гимназий, других учебных заведений пройдет по следующим модулям:

«Государственная политика в системе общего образования Российской Федерации»;

«Инновационный менеджмент в управлении школой»;

«Оценка деятельности современной школы»;

«Правовые основы управления образовательным учреждением»;

Экономико-финансовые основы управления образовательным учреждением»;

«Деловое администрирование».

Обучение финансируется из федерального бюджета.

— А какие еще источники финансирования вы используете кроме, разумеется, федеральных и региональных ресурсов?

— БИПКРО активно привлекает и внебюджетные средства за счет участия в федеральных грантах. В этом году институт участвует в двух грантах, что позволило привлечь дополнительно около 1 млн. рублей: грант «Обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных» и федеральный проект «Организация федерально-региональной сети повышения квалификации управленческих кадров системы общего образования».

Проект предусматривает организацию повышения квалификации на федеральном уровне 75 тысяч руководителей образовательных учреждений и специалистов муниципальных органов управления по актуальным проблемам современного управления образованием, в том числе 550 руководителей Брянской области. Уже прошло обучение 275 директоров школ области. В следующем, 2010 году эти курсы будут продолжены. А на региональном уровне по перечисленным выше модулям обучение пройдут 250 руководящих работников. Институту, впрочем, предстоит еще серьезно поработать над массовым повышением квалификации управленцев, преподавателей и учителей по вопросам содержания и внедрения стандартов.

— А как проходит подготовка педагогов к реализации программ, связанных с дошкольным образованием?

— Развитие различных моделей дошкольного образования предполагает обязательную предшкольную подготовку в течение года.

«Предшкола» может базироваться как на дошкольных образовательных учреждениях, так и на общеобразовательных учреждениях (особенно в сельской местности). В этой связи предстоит серьезная подготовка работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов, классных руководителей.

— Говоря о повышении квалификации, нельзя не вспомнить о том, что ныне является своего рода лакмусовой бумажкой педагогической компетенции, очевидным для всех результатом обучения — ЕГЭ. Что делается для того, чтобы подготовить к этим испытаниям не учеников, а педагогов?

— Очень многое, хотя практика показывает, что надо готовить учителя и учеников не к ЕГЭ, а к достойному завершению всего школьного курса. Мы стремимся учитывать индивидуальность педагога, предлагаем систему профессиональной поддержки тем, кто желает развиваться в разных направлениях, готовим к работе в профильных классах старшей школы учителей-новаторов. Качество преподавания, обучения, мастерство учителя обязательно даст очевидный результат.

— Каковы у БИПКРО планы на будущее?

— Институт продолжит научно-методическое сопровождение основных направлений модернизации образования в регионе. Для этого требуется обновить схему финансирования общего образования, ввести новую систему оплаты труда и индивидуализацию обучения, расширить общественное участие в управлении. Впереди реструктуризация сети образовательных учреждений, обновление системы оценки качества общего образования и системы аттестации образовательных учреждений и учителей.

Сделать, конечно, предстоит многое, но ведь и достижений на счету нашем немало. Так что есть все основания верить в дальнейший успех.

(«Брянская учительская газета» № 41 2009 г. от 23.10)