uch otdel
ОРГАНИЗАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
Месячные планы работы института, планы-вызовы на курсовые мероприятия, образцы бланков заявлений на курсы и итоговая анкета слушателя курсов повышения квалификации и другая информация по организации учебного процесса в институте
.
 
distant
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Позволяет обучаться без отрыва от производства, гибко регулировать темп занятий, характер подачи. Информация подается в печатном, аудиовизуальном виде.

 

Мониторинг повышения квалификации на региональном уровне.

История нашего института

2004 году исполнилось 60 лет со дня образования Брянского института повышения квалификации работников образования (БИПКРО). Брянский ИПКРО в соответствии с Уставом является «законным правопреемником Брянского областного института усовершенствования учителей» - Брянского ИУУ.

1История создания института уходит своими корнями в далекий 1944 год. Продолжалась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков. Еще гремели кровопролитные бои в Белоруссии, на Украине, в Советской Прибалтике. Не прошло и года, как территория Брянщины, входившая тогда в состав Орловской области, была освобождена от врага.

И сразу на правительственном уровне было издано несколько постановлений, направленных на восстановление хозяйства Орловской области. 5 июля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР в целях «быстрейшего восстановления разрушенного народного хозяйства, приближения областного аппарата к населению районов, улучшения обслуживания трудящихся и максимального оказания конкретной помощи местным органам власти в хозяйственном и культурном строительстве» из территории Орловской области выделялась самостоятельная Брянская область. Началось восстановление промышленности и сельского хозяйства, учреждений культуры и здравоохранения, возобновлялся учебный процесс в школах области. К октябрю 1944 года в области уже работали 1608 школ, в которых обучалось 230 тысяч учащихся.

Работа общеобразовательных учреждений проходила в очень тяжелых условиях. Не хватало практически всего: школьных зданий и оборудования, учебников и письменных принадлежностей, мебели и бумаги. Большой проблемой послевоенной школы было обеспечение педагогическими кадрами. Многие учителя были призваны в армию, другие работали в оборонной промышленности. Более чем на половину сократились выпуски из педагогических учебных заведений. Молодое поколение учителей, пришедшее в учебные заведения в годы войны, особенно нуждалось в постоянной методической помощи и повышении квалификации. Оказать новому учительству всестороннюю методическую помощь и был призван институт усовершенствования учителей.

30 июля 1944 года состоялось совместное заседание Брянского областного совета депутатов трудящихся и бюро областного комитета ВКП(б). Результатом их работы стало Постановление № 63, в котором говорилось: «В соответствии с постановлением СНК СССР от 22 июля 1944 г. № 911 и СНК РСФСР от 21 июля 1944 года № 557 о мероприятиях по восстановлению областного центра г. Брянска Исполкомом Облсовета депутатов трудящихся и бюро Обкома ВКП(б) постановляют: Организовать в Брянске в III квартале 1944 года областной институт усовершенствования учителей». Именно этот день 30 июля и стал днем рождения Брянского областного ИУУ.

22 августа 1944 года приказом Областного отдела народного образования № 19 был назначен первый директор института Некрасова Анна Гавриловна. Она проработала в должности директора ИУУ недолго, немногим более 3-х месяцев, но именно ею были сделаны первые кадровые назначения. Были приняты на работу в ИУУ бухгалтер института Паничева Антонина Дмитриевна, управляющая делами Костина Анна Антонова, секретарь-машинистка Фейглина Эстер Иосифовна и первый методист института - заведующая кабинетом педагогики Одноворова Евфросинья Ивановна. Размещался институт в одном из немногочисленных уцелевших домов по нынешней улице Фокина в трех небольших комнатах, освещавшихся керосиновыми лампами. Вся мебель состояла из нескольких столов и табуреток. Единственной ценной вещью института была пишущая машинка.

1 ноября 1944 года директором Брянского ИУУ был назначен выпускник Ленинградского госпединститута им. А.И. Герцена, учитель с 24-летним стажем работы Андрей Иванович Сидоров, проработавший в институте на различных должностях долгие годы и всегда поддерживавший связи с институтом. К концу 1944 года институту было выделено новое здание - бывший краеведческий музей по улице Калинина, чуть позже автомобиль ГАЗ-(знаменитая полуторка) для подвоза дров и доставки кроватей и постельных принадлежностей под оборудование спален для слушателей курсов повышения квалификации, проводившихся в школах города Брянска и соседней Бежицы.

К концу 1945 года в Брянском ИУУ уже работали учебно-методические кабинеты: математики (зав. кабинетом Грабовский В.В.); начальной школы (зав. кабинетом Нужнова А.П.), иностранных языков (зав. кабинетом Дядищев Анатолий Иванович), географии (зав. кабинетом Антонов Василий Семенович); истории и Конституции СССР (зав. кабинетом Гусаков Федор Иванович); педагогики (зав. кабинетом Одноворова Евфросинья Ивановна); заведующим учебной частью (завучем) ИУУ был Тимофей Тимофеевич Бутов. Первыми учеными института были научный сотрудник кабинета русского языка и литературы И.Г. Трошин и консультант кабинета биологии доцент Обозов Николай Александрович. Хозяйством института в первый год его существования заведовал Емцов Иван Николаевич, он же по совместительству исполнял обязанности заведующего библиотекой. В его подчинении находилась уборщица института Нина Сергеевна Гаврилова. Вместе с директором Андреем Ивановичем Сидоровым и главным бухгалтером Тамарой Васильевной Карпуниной общая численность сотрудников института составила 16 человек. Именно эти люди заложили начало будущего областного института усовершенствования учителей. И мы сочли необходимым назвать их всех поименно.

В первом послевоенном 1946 году в институте сменилось два директора. С марта по сентябрь им был Георгий Иванович Матвеев, «присланный в распоряжение ОблОНО Наркомпросом РСФСР». При нем в институте был открыт новый кабинет военно-физической подготовки (зав. кабинетом Калганов Федор Иванович).

С 12 сентября 1946 года по 31 августа 1948 года институтом руководил Степан Павлович Новиков, работавший до этого заведующим кабинетом физики и математики ИУУ. В этот период институт переехал в «новое» здание барачного типа с печным отоплением на окраине города. За три последних года институт окреп организационно, а его небольшой коллектив уже проводил существенную и многоплановую работу по оказанию методической помощи учителям области. Виды и формы этой помощи были весьма многообразны. Большинство из них свойственны институту и в наши дни.

Главной формой повышения квалификации педагогических работников области уже в первые годы существования ИУУ были курсы учителей различной продолжительности. Довольно часто такие курсы проводились в районах области на базе районных «педагогических кабинетов», предшественников сегодняшних районных методических кабинетов. Так только в 1946 году были организованы курсы учителей истории Новозыбковского района, учителей математики Клинцовского района, учителей начальных классов Комаричского и Брасовского районов, учителей русского и учителей немецкого языка г. Бежицы.

Другой формой методической помощи являлись тематические семинары, проводившиеся как в отдельных районах, так и в «межрайонных кустах». Продолжительность семинаров составляла от 1 до 4 дней, в зависимости от новизны темы и подготовленности аудитории.

Важным направлением в работе института являлось изучение и обобщение передового педагогического опыта. Так, например, приказом № 16 по ИУУ от 29 марта 1947 г. для, изучения опыта работы Дятьковской средней школы на неделю была командирована зав. кабинетом истории Рахмилевич Елена Яковлевна. Сотрудники института были непременными участниками, проводившихся в те времена дважды в год январских и августовских совещаний учителей. Довольно часто методистов института привлекал ОблОНО для проведения выпускных экзаменов, проверки состояния работы школ и работы педагогических кабинетов, контроля за печатанием экзаменационных билетов.

Под контролем и при активном содействии сотрудников ИУУ находилась и организация на местах очно-заочного обучения учителей. С этой целью, например, 24 августа 1948 года были командированы в Красногорский район - зав. кабинетом русского языка и литература Стафеев Г.И., в Стародубский район – заведующий учебной частью Сидоров А.И.

Надо особо сказать, что большая и разноплановая работа проводилась немногочисленным коллективом института в крайне сложных условиях восстановительного периода. Заработная плата заведующего кабинетом ИУУ составляла 600 рублей в месяц. Главные промышленные и продовольственные товары можно было получить только по карточкам. Работать приходилось в холодных и сырых помещениях с выбитыми окнами, зачастую при свете керосиновых ламп. Однако институт жил и работал, опираясь на опыт, подвижничество и терпеливость лучших педагогов области, первых методистов института.

3 сентября 1948 года директором ИУУ был назначен бывший директор Халеливичской средней школы Новозыбковского района Григорий Васильевич Комаров, проработавший в институте до 30 июля 1949 года. Им был введен первый распорядок дня работы института: начало - в 9.00, конец - 17.00.

Г. В. Комарова на посту директора Брянского областного ИУУ сменил Федор Федорович Шаповалов, проработавший в этой должности с 15 марта 1949 года по 9 августа 1953 года. При нем 7 августа 1950 года из ОблОНО в ИУУ был переведен кабинет детских домов, который возглавила Т.Г. Кулешова. Сотрудники института стали чаще направляться для повышения собственной квалификации в центральный институт повышения квалификации руководящих работников народного образования (ЦИПКРРНО) и в родственные институты с целью «обмена опытом в работе». Институт переехал в новое здание на улице Ново-Советской в г. Бежица. Была создана собственная полиграфическая база института, позволявшая оперативно тиражировать и распространять среди педагогов области как новинки педагогической литературы страны, так и собственные методические пособия и рекомендации. Кроме того, для обеспечения проживания иногородних слушателей курсов повышения квалификации, проводившихся в г. Брянске, в конце 1951 года при институте было организованно общежитие. 4 июля 1953 года в институте был открыт кабинет внеклассной и внешкольной воспитательной работы (зав кабинетом Р.И. Аронова).

9 августа 1953 года приказом ОблОНО № 167 был назначен новый директор института. Им стал Михаил Георгиевич Сидоров, имевший высшее образование и 23-х летний стаж педагогической работы. При нем в институте был открыт кабинет биологии. Его первым заведующим стала выпускница Новозыбковского пединститута Галина Евгеньевна Обухова. В 1953 году районные педагогические кабинеты были преобразованы в методические кабинеты (РМК). Для ознакомления с опытом работы методических кабинетов Орловского ИУУ в г. Орел были направлены зав. кабинетами Г.А. Щукина и Г.Е. Обухова.

Около года с 8 мая 1954 года по 1 февраля 1955 года обязанности директора института исполняла заместитель директора по учебной части Мария Борисовна Саврухина.

В 50-60 годы существенно изменилась система образования страны. Менялась структура школы, совершенствовались программы и учебники, вводилось обязательное восьмилетнее (1958 год), а затем и обязательное среднее образование. Повсеместно внедрялся принцип политехнического обучения, активно пропагандировались идеи трудового воспитания учащихся. В этих условиях требовалась постоянная, кропотливая работа с учителями по овладению новыми более совершенными формами и методами обучения. Возрастали и требования к ИУУ как ведущему учебно-методическому учреждению системы образования области. Суть этих требований была изложена в приказе ОблОНО № 482 от 11 декабря 1954 года «О состоянии работы областного ИУУ и мерах по ее улучшению». В приказе были отмечены такие недостатки как: - недостаточная помощь учителям в практическом осуществлении политехнического обучения; - неудовлетворительная организация кабинетами института изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта; - необорудованность методических кабинетов института; - слабая работа библиотеки по организации тематических выставок и библиотек передвижек; - неудовлетворительное изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школах области; - фактическое прекращение деятельности Совета института; и, наконец, - имеющиеся случаи нарушения трудовой дисциплины. Эти и другие задачи, встававшие перед институтом, приходилось решать его коллективу во главе с новым директором Василием Степановичем Смирновым, назначенным на эту должность 1 февраля 1955 года и проработавшего в институте более 12 лет.

Приказом по ОблОНО № 495 от 27 декабря 1954 года был утвержден состав Ученого Совета Брянского областного ИУУ в количестве 23 человек. В него вошли: директор и заместитель директора по учебной работе, все 10 заведующих учебно-методических кабинетов института, методист по французскому языку, заведующая библиотекой, заведующая сектором школ ОблОНО - А.М. Гаврютина; заместитель заведующего отдела школ и вузов Обкома ВКП (б) - О.А. Чернышова, зав. сектором детских домов ОблОНО В.Г. Волчкова, секретарь Обкома ВЛКСМ - А.И. Подгорнова, зав. Брянского ГорОНО - Н.Ф. Миронов, зав. Дятьковским РМК - А.Г. Акимова, учитель начальных классов средней школы № 2 г. Брянска - А.П. Нужнова, зав. Бежецким ГорОНО - А.П. Краскоченко, зав. областной станции юннатов - В.Н. Преображенский.

В. С. Смирновым в институте были открыты новые методкабинеты: воспитательной работы (зав. кабинетом Клименко Анна Максимовна); трудового обучения (зав. кабинетом Прошин Даниил Иванович); кабинет школ рабочей и сельской молодежи (зав. кабинетом Маслянская А.Т.). На работу в институт были приняты семь методистов действующих учебно-методических кабинетов. В состав ИУУ была переведена областная фильмотека. Значительно пополнила свои фонды библиотека института. К концу 1967 года в институте трудилось 33 сотрудника.

С 29 августа 1967 года по 12 сентября 1977 года директором Брянского ИУУ была Нина Михайловна Кичева. В годы ее руководства институтом в области произошло важное и довольно значимое для ИУУ событие. В 1976 году из Новозыбкова в Брянск был переведен государственный педагогический институт имени академика И.Г. Петровского. С этого момента в деятельности института произошли существенные изменения. Ведущее место в лекторском составе заняли опытнейшие преподаватели педагогического института, которые стали оказывать значительную помощь в повышении квалификации всех категорий педагогических работников области, в совершенствовании научно-педагогической подготовки.

Три месяца с 12 сентября по 12 декабря 1977 года директором Брянского ИУУ был Иван Афанасьевич Шерпаев.

12 декабря 1977 года директором был назначен Николай Николаевич Солдатенко, закончивший Московский государственный заочный педагогический институт по специальности учитель физики. До назначения директором Николай Николаевич работал заведующим Севским районным отделом народного образования. С приходом в институт Николай Николаевич добился перевода его в нынешнее здание. Институту был выделен учебный корпус и общежитие (ныне занимаемые Социально-экономическим институтом БГУ имени академика И.Г. Петровского). И уже в следующем 1978 году курсы повышения квалификации работников образования области проходили в просторных аудиториях института, а к услугам учителей из отдаленных районов было собственное общежитие. Еще больше укрепились связи с БГПИ им. И.Г. Петровского, так как теперь оба института располагались по соседству. Привлекать к работе в институте преподавателей БГПИ стало правилом. 

В июле 1982 года директором Брянского ИУУ была назначена Валентина Ивановна Сердюкова. Она проработала в этой должности до 1985 года. На смену ей пришла Валентина Дмитриевна Оганесян. Обе они, как и Нина Михайловна Кичева и Николай Николаевич Солдатенко ныне здравствуют и поддерживают связи с институтом.

В 1985 году Брянский институт усовершенствования учителей шагнул в новое качество. В структуре института была открыта первая среди ИУУ в России кафедра общественных наук. Ее первым заведующим стал кандидат исторических наук, доцент Сысоев Сергей Сергеевич, работавший до прихода в ИУУ заместителем председателя Брянского облисполкома.

Позже была открыта кафедра педагогики и психологии, которую возглавил доктор педагогических наук, профессор Петрушкин Сергей Федорович.

С открытием кафедр и привлечением для преподавательской работы на них, как на постоянной основе, так и по совместительству, дипломированных ученых значительно повысился научно-педагогический уровень повышения квалификации работников образования, укрепилась связь науки с практикой учебно-воспитательного процесса. 

Довольно сложный период в жизни института пришелся на годы директорства Валентины Степановны Сиваковой (2 сентября 1988 года - 5 мая 1997 года): перестройка, экономический кризис в стране, распад СССР в 1991, либерализация и галопирующая инфляция первой половины 90-х годов прошлого века, хроническое недофинансирование, и, наконец, просто: «Быть или не быть!?» системе повышения квалификации в стране. Однако Брянский областной ИУУ, как и вся российская система повышения квалификации работников образования, не только выжил, но и доказал свою жизнеспособность и востребованность для педагогического сообщества. При этом надо учитывать, что институту в эти годы приходилось работать в условиях смены политического курса, приоритетов развития образования, реформ в экономике и социальной сфере. Коллектив института сумел и в этих условиях работать профессионально и слаженно.

Кроме того, в 1995 году Брянский институт усовершенствования учителей был реорганизован в Брянский институт повышения квалификации работников образования (БИПКРО). Основанием для реорганизации явились Постановление Администрации Брянской области № 529 от 19 сентября 1994 года и приказ Управления образования администрации №983 от 28 октября 1994 года.

Приказом по Брянскому ИПКРО № 1-к от 3 января 1995 года были утверждены структура и штатное расписание. В составе реорганизованного института значилось 120 сотрудников. В структуре института создавались два факультета. Открыты новые кафедры: кафедра дошкольного и начального образования, кафедра теории и методики преподавания предметов физико-математического цикла, кафедра технологии и профессиональной подготовки, кафедра экономики и управления образованием. Кафедра педагогики и психологии значилась общеинститутской. В составе института находилось 23 учебно-методических кабинета. Три из них на правах отдела: информационно-методический, экспертизы инновационной деятельности, редакционно-издательский и лаборатория практической психологии. В том же 1995 году был разработан и принят трудовым коллективом Устав БИПКРО.

Со слушателями курсов повышения квалификации института работали авторы учебников, известные ученые-педагоги России, которые знакомили работников образования с новейшими технологиями преподавания, новыми принципами в управленческой деятельности.

В 1993 году институт приступил к большой работе по аттестации руководящих и педагогических работников. Институт заявил о себе и на российском уровне, под эгидой Министерства образования РФ были проведены несколько Всероссийских научно-практических конференций по актуальным педагогическим проблемам.

6 мая 1997 года ректором БИПКРО был назначен Валентин Григорьевич Илларионов, кандидат исторических наук, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, работавший до этого проректором по научно-экспериментальной работе института. Став ректором института, В.Г. Илларионов одновременно являлся и заместителем начальника управления образования администрации области. Такой статус имели руководители ИПК всего в нескольких регионах страны. Это позволяло оперативно, без посредников решать на уровне управления образования многие проблемы жизнедеятельности института. В бытность ректором института В.Г. Илларионова была обновлена издательская база института, создавались или реорганизовались учебно-методические кабинеты. Так, например отдел экспертиз инновационной деятельности был преобразован в кабинет информационного сопровождения и мониторинга инновационной деятельности. В.Г. Илларионов был одним из основных разработчиков Закона Брянской области «Об образовании», который признан экспертами Государственной Думы одним из лучших. В нем, в частности, зафиксирована роль и статус Брянского ИПКРО, чего нет ни в одном региональном законе об образовании.

Важной заслугой Валентина Григорьевича явилась разработка Программы развития Брянского ИПКРО на 2002-2004 годы, поддержанная областной администрацией и Брянской областной Думой. В процессе ее реализации бала установлена 30% надбавка к заработной плате сотрудников института, в структуре института был открыт региональный Центр Федерации Интернет Образования, осуществлен капитальный ремонт общежития и начат капитальный ремонт учебного корпуса института.

В 2002 году ректором института был избран Виктор Павлович Быков, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель школы РСФСР, совмещавший этот пост с должностью первого заместителя начальника Управления образования администрации области.

Виктор Павлович внес свой значимый вклад в настоящее института: продолжилась реализация Программы развития Брянского ИПКРО. Была создана седьмая кафедра - теории и методики воспитательной работы, увеличены штаты других кафедр, продолжился капитальный ремонт учебного корпуса, закуплена новая мебель, многие учебно-методические кабинеты были снабжены современными компьютерами, установлена мини-АТС, приобретен новый автобус. Были реорганизованы или вновь созданы учебно-методические кабинеты: дефектологии и социальной защиты учащихся, интернет-технологий и компьютерных учебных программ, предпрофильного и профильного обучения, ОБЖ и ГО.

В текущий 2004 год Брянский ИПКРО вступил с новым ректором. Им был избран Иван Алексеевич Геращенков, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель школы РСФСР, работавший до избрания ректором БИПКРО начальником Управления образования администрации Брянской области. Но это уже не история, а сегодняшний день нашего института.