vkabinet
ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
Создает оптимальный доступ к необходимой информации, обеспечивает методическую помощь учителям и дает возможность опытным педагогам поделиться опытом работы.
uch otdel
ОРГАНИЗАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
Месячные планы работы института, планы-вызовы на курсовые мероприятия, образцы бланков заявлений на курсы и итоговая анкета слушателя курсов повышения квалификации и другая информация по организации учебного процесса в институте
.
 
distant
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Позволяет обучаться без отрыва от производства, гибко регулировать темп занятий, характер подачи. Информация подается в печатном, аудиовизуальном виде.

 

vebinar
ВЕБИНАРЫ И ВЕБ-КОНФЕРЕНЦИИ
Проведение вебинаров и веб-конференций – это современный подход к процессу получения и передачи знаний. Участвовать в вебинаре удобно: вы можете подключиться к событию с любого места, где есть Интернет.

Материалы семинара «Организация обучения детей – инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

27 февраля 2019 года в МБОУ «Меленская СОШ» Стародубского муниципального района в рамках курсов повышения квалификации руководителей ОУ Стародубского района и г. Стародуба прошел семинар по теме «Организация обучения детей – инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Данная тема является очень важной, так как в последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ОВЗ в обычных образовательных учреждениях.

МБОУ «Меленская СОШ» определено базовым по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и обучающихся с умственной отсталостью в Стародубском районе. В настоящее время в образовательном учреждении обучается 19 детей – инвалидов и 36 обучающихся имеют ограниченные возможности здоровья. В образовательном учреждении разработана и реализуется модель комплексного сопровождения данной категории обучающихся по индивидуальным образовательным траекториям. Опыт сопровождения этих детей и был предоставлен руководителям образовательных учреждений района.

А.Ф. Будаёв, заместитель директора по учебной и научно-методической работе высшей квалификационной категории, очень грамотно и доступно рассказал о требованиях, предъявляемых к учебно-воспитательному процессу, к переподготовке педагогических работников с целью получения специальных знаний, о совершенствовании материально-технической базы, создании доступной среды. Образовательное учреждение укомплектовано педагогическими работниками для комплексного сопровождения данной категории обучающихся: педагог-психолог, педагог-дефектолог, учитель адаптивной физической культуры, социальный педагог. Кабинеты для проведения индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий оснащены комплектами специального оборудования, позволяющими процесс обучения сделать интересный и эффективным. Он отметил, что поддержка на муниципальном уровне позволяет администрации образовательного учреждения создать условия для сопровождения и осуществления интеграции детей с ОВЗ.

Полоник Ж.И., педагог-психолог 1 квалификационной категории, после продолжительных обсуждений по теме семинара провела психологическую разгрузку, познакомила коллег с приемами снятия нервно-психического и мышечного напряжения, дала рекомендации по актуализации внутренних ресурсов человека с целью преодоления стрессовых ситуаций. Затем Жанна Ивановна рассказала о своей системе работы по сопровождению детей с ОВЗ.

Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ рассматривается как процесс, включающий в себя стратегию и тактику профессиональной деятельности психолога, направленный на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум. Оно устремлено на овладение учениками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения со взрослыми и сверстниками.

Ключевыми направлениями работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ является диагностическая, коррекционная и развивающая; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории. Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков;
  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
  • формирование и развитие социальных навыков и социализации.

Коррекционные занятия проводятся в специально оборудованном кабинете педагога-психолога.

Психолого-педагогическое воздействие осуществляется на индивидуальных и групповых занятиях.

Работа по консультативно-просветительскому и профилактическому направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ.

По мнению участников семинара, весь предоставленный материал был очень полезным и актуальным. Ведь многие школы не имеют на данный момент опыта работы с детьми с ОВЗ.

«МЕЛЕНСКАЯ СОШ» СТАРОДУБСКОГО РАЙОНА

«Как-то, один человек увидел на улице ребенка, который был голоден и дрожал от холода. Прохожий в гневе обратился к Богу:

- Чем провинился перед Тобой этот ребенок? Почему Ты допускаешь такую несправедливость? Почему ничего не предпринимаешь?!”.

И вдруг человек услышал: “Кое-что я предпринял - послал ему навстречу тебя».

В МБОУ «Меленская СОШ» Стародубского района обучается детей, из них детей с ограниченными возможностями здоровья. В школе созданы комфортные условия для обучения, воспитания и максимального развития детей с ОВЗ. Специалисты данного образовательного учреждения считают, что не случайно встретились на пути данной категории обучающихся, поэтому объединились, чтобы сделать этих детей счастливее, а мир вокруг них добрее.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательных школ.

Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми - инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ рассматривается как процесс, включающий в себя стратегию и тактику профессиональной деятельности психолога, направленный на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум. Оно устремлено на овладение учениками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения со взрослыми и сверстниками.

Ключевыми направлениями работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ является диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.

Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе коррекционной работы.

Педагог-психолог выполняет задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.

В соответствии с особенностями развития ребёнка, рекомендациями ПМПК и решением консилиума образовательного учреждения психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или группы детей в целом.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков;
  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
  • формирование и развитие социальных навыков и социализации.

Коррекционные занятия проводятся в специально оборудованном кабинете педагога-психолога. Пространство кабинета педагога-психолога является важной частью развивающей предметной среды образовательного учреждения и включает в себя несколько зон, имеющих специфическое назначение: сухой бассейн, сухой душ, стол с песком и с подсветкой, релаксационные колбы – светильники, мягкая мебель, набор психолога «Пертра» для коррекционной и развивающей работы с детьми, тактильная дорожка, массажное кресло, а также компьютер, проектор и экран.

Психолого-педагогическое воздействие осуществляется на индивидуальных и групповых занятиях.

Так как у большинства обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, недостатки в развитии личности (неуверенность, заниженная самооценка, пессимизм и др.), мной применяются специальные методы и приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ:

       игровые ситуации, которые являются психотерапевтическим средством;

       дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов, позволяют развивать у детей произвольность психических процессов, таких как внимание, восприятие, память;

       игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

       психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук;

       песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит;

       сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности ребенка в окружающий мир, направленный на целостное развитие личности ребенка;

       динамические упражнения и пальчиковые игры - способствуют развитию пальчиковой моторики, речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, воображения.

Таким образом, применение специальных методов и приемов коррекционного воздействия повышает познавательную активность обучающихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность обучающихся с ОВЗ.

Работа по консультативно - просветительскому и профилактическому направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

 Ж.И. Полоник, педагог-психолог 1квалификационной категории

МБОУ «Меленская СОШ» Стародубского района

Вы здесь: Home News and Events Материалы семинара «Организация обучения детей – инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»