Международная научная конференция «Деятельностный подход к образованию в цифровом обществе»
- Подробности
- Категория: Новости и события
- Опубликовано 21 Декабрь 2018
13-14 декабря 2018 г. на факультете психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Российское психологическое общество провело Международную научную конференцию «Деятельностный подход к образованию в цифровом обществе». Цель Юбилейной конференции – развитие научного наследия Великих учителей Зои Алексеевны Решетовой и Нины Федоровны Талызиной. Конференция, посвящённая 100-летию ветерана Великой Отечественной войны, заслуженного профессора факультета психологии МГУ Решетовой З.А. и памяти академика, профессора и основателя отечественной школы педагогической психологии Талызиной Н.Ф. прошла под председательством доктора психологических наук, профессора, академика РАО Зинченко Ю.П.
В работе конференции приняли участие более 250 специалистов из 24 регионов РФ и 7 иностранных государств. Брянскую область представляли сотрудники ГАУ ДПО «БИПКРО» Гарбузова С.А. и Шакина В.Г., а также учитель МБОУ «Гимназия № 7», педагог-психолог Никольская М.Ю.
В рамках пленарного заседания выступили доктор псих. наук, профессор, член-корр. РАО А.Н. Веракса, доктор психол. наук, профессор, член-корр. РАО А.Н. Ждан, доктор псих. наук, профессор, член-корр. РАО О. А. Карабанова и др. На открытии также состоялось торжественное чествование старейшего отечественного психолога Зои Алексеевны Решетовой по случаю ее 100-летнего юбилея. С благодарственным словом к участникам конференции обратилась сама профессор З.А. Решетова. В своем сообщении Зоя Алексеевна отметила преемственность идей отечественной психологической школы в других странах и различных сферах в современном обществе.
В ходе семи секционных заседаний было представлено более 100 докладов, посвященных проблемам диагностики и формирования внутренней и внешней мотивации учебной деятельности, реализации идей деятельностного подхода в начальной, средней и высшей школе, развитию и организации психологической диагностики в учебной деятельности, вопросам цифровизации обучения.
Доклад М.Ю.Никольской, учителя МБОУ «Гимназия №7» г. Брянска, педагога-психолога на тему «Формирование умений в орфографии на основе деятельностного подхода к обучению» вошёл в сборник конференции. В докладе Марина Юрьевна отметила, что «в эпоху цифрового общества в связи с необходимостью дистанционного обучения детей с ОВЗ, а также в условиях экстерната сама жизнь поставила задачу перехода на электронное образование. Предлагаемая программа поэтапного усвоения схемы ООД «Слитное, раздельное и дефисное написание наречий» переведена в цифровую форму и представлена в двух вариантах: в логике выведения схемы ООД и вслед за учеником. Благодаря этому схема становится живой, подвижной и укрепляет ученика в его интеллектуальных возможностях».
А вот второй день работы конференции был посвящён опыту организации переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в рамках реализации Федеральной государственной программы «Дети Чернобыля».
Учёные Факультета психологии - Инна Андреевна Володарская и Нина Гавриловна Салмина поделились воспоминаниями, как к работе Учебного центра, созданного в 1988 г. по инициативе Министерства образования РФ в рамках реализации программы «Дети Чернобыля» в 1993 г. подключилась и Брянская область. «В Брянске на базе института усовершенствования учителей (ныне БИПКРО), - с гордостью отметила Инна Андреевна, - был создан филиал, работа которого осуществлялась по двум направлениям: переподготовка учителей, преподавателей пединститутов и ИУУ с присвоением квалификации «преподаватель-методист»; а также повышение квалификации учителей-предметников в области психолого-педагогических основ учебного процесса».
Командой профессионалов под руководством Н.Ф. Талызиной был создан определенный кадровый потенциал, способный продолжить в районах Чернобыльской аварии работу Центра по оказанию педагогической, психологической и социальной помощи, основой построения которой стала деятельностная теория учения и обучения.
Так в Брянской области на рубеже XX-XXI веков сформировалось профессиональное сообщество учителей, прошедших переподготовку на «талызинских курсах» (именно так называли их слушатели Учебного Центра факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Департаментом образования Брянской области, институтом усовершенствования учителей (БИПКРО), работниками системы образования области в рамках Президентской программы «Дети России» проводились исследования по внедрению деятельностной технологии обучения на основе теории ПФУД. Все разработанные «талызинцами» обучающие программы, в том числе программы преподавателей Брянского ИПКРО Дачковской М.В., Шакиной В.Г., Гарбузовой С.А., получили высокую профессиональную оценку и были реализованы в практике обучения.
Брянск гордится, что среди 2500 слушателей со всей России, получивших документы о прохождении соответствующей переподготовки и повышении квалификации за 30 лет работы Учебного центра, более 100 наших выпускников. Реализация деятельностного подхода открыла для них новые методические возможности и позволила повысить свою профессиональную компетентность. Выпускники Центра возглавили психологические центры, методические объединения в области, в ОО Брянской области с целью оказания комплексной психолого-педагогической помощи детям, их родителям и работникам образования. Многие из них с теплотой вспоминают годы обучения и передали приветственные материалы в адрес конференции.
Всегда помним установку, полученную от Нины Федоровны: «Познавательная мотивация – самый сильный побудитель учения».
В заключительный день конференции состоялась презентация книги доктора психологических наук, профессора, академика РАО Н.Ф. Талызиной «Деятельностная теория учения» и принят ряд решений.
М.Ю. Никольская, учитель МБОУ «Гимназия №7» г. Брянска
С.А. Гарбузова, старший преподаватель ГАУ ДПО «БИПКРО»
В.Г. Шакина, старший преподаватель ГАУ ДПО «БИПКРО»