Информация о курсах «Подросток в кризисной ситуации: своевременная помощь»
- Подробности
- Категория: Новости и события
- Опубликовано 21 Май 2018
В период с 18 по 20 апреля 2018 года в Брянском институте повышения квалификации состоялись курсы для педагогов-психологов и социальных педагогов образовательных организаций с наличием интернатов по программе «Подросток в кризисной ситуации: своевременная помощь» (руководитель курсов Н.В. Кудрявцева, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ГАУ ДПО «БИПКРО»)
Школьная жизнь подростка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности среде. Попадая в школьный мир, воспитанник школы-интерната, оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и строить свои отношения с учителями, общаться со сверстниками, относиться к тем или иным требованиям и нормам и многое другое. Нередко на этом пути встречаются разнообразные проблемы, разрешить которые подросток самостоятельно не в состоянии. Ситуацию осложняет отсутствие помощи со стороны родителей, близких. В условиях школы- интерната поддержку подростку оказывают взрослые, которые, в силу своей профессиональной, социальной или личностной позиции, работают над созданием социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития личности подростка. Прежде всего, это педагог-психолог и социальный педагог.
Развитию профессиональных компетенций специалистов службы психолого-педагогической и социальной помощи уделялось особое внимание в ходе курсов «Подросток в кризисной ситуации: своевременная помощь».
Правовая компетентность педагога была в центре внимания слушателей на занятии по теме «Права ребенка» (лектор Иванушкина Н.Н., учитель гимназии №7 г. Брянска). Занятие было посвящено правам, обязанностям и ответственности участников социально-педагогического взаимодействия. Были рассмотрены вопросы, какими правами и свободами обладает ребенок в сфере общих гражданских и политических прав; в области семейных отношений, социального обеспечения, жилищного права, а также в сферах имущественных и трудовых отношений. Другая сторона занятия касалась прав, обязанностей и ответственности работников образовательных учреждений.
Занятие Шемякиной Т.В., педагога-психолога Климовской СОШ № 1 было посвящено вопросам психологической помощи подросткам с нарушенным психическим здоровьем и суицидальной направленностью. В ходе занятия были рассмотрены провоцирующие факторы суицидальных действий, особенности кризисных интервенций. На определенном этапе занятия слушатели курсов обратились к собственным ресурсам и ценностям, особенно важным в обретении жизнестойкости и витальной направленности. На этапе рефлексии занятия его участники согласились с тем, что психологической основой преодоления суицидальной направленности подростка является повышение субьективной ценности собственной жизни.
На занятии Николаевой Т.В., педагога-психолога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г.Брянска педагоги-психологи и социальные педагоги познакомились с приемами арт-терапии в гештальт-ориентированном подходе, узнали как получить дополнительный диагностический материал, свидетельствующий о проблемах подростка. Анализируя занятие, его участники отметили, что активная творческая деятельность способствуют расслаблению, снятию эмоциональной напряженности. Важным показалось и то, что вновь приобретенные способы самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе творчества, снижают агрессивность подростка, повышают его самооценку.
Тренинг толерантности (ведущая Кудрявцева Н.В.) был посвящен вопросам толерантности в межличностных отношениях. В чем состоит сущность феномена толерантности, где кроются психологические причины интолерантного поведения? Как понять чувства отвергаемого, какими способами обеспечить его защиту? Что даёт нам общение с людьми, непохожими на нас? Ответы на эти и многие другие вопросы искали участники тренинга, работая в интерактивном режиме.
Особенностям психологического консультирования подростка, переживающего острую кризисную ситуацию уделялось особое внимание на занятии Ковалевой И.В. и Травкиной Л.А., психологов телефона экстренной помощи Брянского областного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. В ходе работы были рассмотрены различные стадии переживания горя, а также этапы психологической помощи на разных стадиях. При выполнении упражнений отрабатывались вербальные и невербальные приемы оказания эмоциональной поддержки. Часть занятия была посвящена анализу ситуации, когда причиной психологического кризиса является семейный конфликт.
Что такое травматический стресс и каковы способы его профилактики и преодоления, слушатели курсов узнали на занятии Усок Е.А., педагога-психолога Брянского городского центра психологической помощи детям и подросткам «Ладья». Были рассмотрены характеристики психотравмы, фазы психологической реакции на травму, а также, нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы.
В ходе практических упражнений были рассмотрены методы работы с психотравмой и стадии терапевтического процесса.
Практическая направленность курсов, глубина проработки теоретических вопросов была высоко оценена слушателями курсов. При подведении итогов прозвучало предложение организовать работу постояннодействующего семинара педагогов-психологов и социальных педагогов образовательных организаций с наличием интернатов.