Модернизация и научно-методическое сопровождение деятельности школьных библиотек

25 ноября 20025 года Региональный информационно-библиотечный центр ГАУ ДПО «БИПКРО» совместно с Филиалом «Брянская областная детская библиотека» ГБУК «Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф.И. Тютчева» провели на базе  Филиала «Брянская областная детская библиотека» методический семинар для педагогов-библиотекарей, заведующих библиотеками, библиотекарей образовательных организаций г. Брянская и Брянской области «Модернизация и научно-методическое сопровождение деятельности школьных библиотек».

— Цель мероприятия — повышение квалификации работников школьных библиотек путем освоения современных подходов к модернизации библиотечного пространства, внедрения инновационных технологий и научно-методического сопровождения образовательной деятельности, направленных на обеспечение качественного ресурсного обеспечения учебного процесса и создание условий для развития читательской грамотности школьников.

Елена Михайловна Зезека, заместитель директора по работе с детьми ГБУК «Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф. И. Тютчева», кандидат педагогических наук ознакомила участников с современными направлениями и лучшими практиками модернизации детских библиотек в рамках реализации государственной культурной политики России, способствующими повышению качества библиотечного обслуживания детей и подростков, развитию инфраструктуры и созданию благоприятных условий для воспитания читателя нового поколения.

Актуальность выступления Ирины Сергеевны Епур, заведующей сектором комплектования филиала «Брянская областная детская библиотека» «Актуальные вопросы комплектования фондов в 2025 году»: методическая консультация» обусловлена рядом факторов, влияющих на деятельность библиотек в современном мире:

— Изменение потребностей пользователей: Современное общество предъявляет новые требования к содержанию и структуре библиотечных фондов, что связано с ростом интереса к специализированной литературе, электронным ресурсам и мультимедийному контенту.

— Развитие цифровых технологий: Расширяется доступ к электронным книгам, онлайн-ресурсам и базам данных, что требует разработки эффективных механизмов комплектования и управления цифровыми фондами.

— Экономические изменения: Условия финансирования библиотек меняются, возрастает необходимость оптимизации расходов и повышения эффективности закупок литературы.

— Законодательные инициативы: Появляются новые законы и нормативные акты, регулирующие процесс комплектования фондов, включая вопросы лицензирования электронных ресурсов и защиты авторских прав.

В своем выступлении Елена Даниловна Аверичева, главный библиотекарь отдела обслуживания дошкольников и младших школьников филиала «Брянская областная детская библиотека» «Библиотека и школы: пути творческого сотрудничества»: методическая консультация» осветила значимость теоретических аспектов межведомственного взаимодействия образовательных учреждений и библиотек способствующих углублению научных исследований в области педагогики и библиотековедения. Формированию концепции эффективного партнерства между школой и библиотекой обогащает теорию педагогического менеджмента и методики организации внеклассной воспитательной работы.

Предоставила практические рекомендации по налаживанию взаимодействия библиотек и учебных заведений, которые помогут оптимизировать образовательный процесс, повышая мотивацию учащихся к чтению и самостоятельному поиску информации. Дала методические рекомендации, предложенные в ходе консультации, способствующие формированию у педагогов и сотрудников библиотек компетенций, необходимых для успешного сотрудничества.

В завершении семинара участники подтвердили, что заявленная тема семинара «Модернизация и научно-методическое сопровождение деятельности школьных библиотек» является чрезвычайно важной и актуальной по ряду причин:

— Повышение качества образования: Современные школьные библиотеки играют ключевую роль в обеспечении обучающихся качественными учебниками, пособиями и дополнительной литературой, необходимыми для полноценного усвоения учебной программы.

— Формирование информационной культуры: В эпоху цифровой трансформации важно развивать навыки критического анализа информации, умения эффективно искать и обрабатывать знания, чему активно способствуют современные методы работы школьной библиотеки.

— Обеспечение равных возможностей: Эффективная модернизация и методическое сопровождение позволяют создать равные условия доступа к качественным источникам информации для всех учеников независимо от региона проживания или социального статуса семьи.

— Создание комфортной среды для самообразования: Современная библиотека должна стать местом не только хранения книг, но и комфортного пространства для самостоятельной подготовки учащихся, групповых занятий и творческой активности.

— Методическая поддержка учителей: Работа школьного библиотекаря направлена также на поддержку педагогических коллективов, помогая учителям подбирать дидактический материал, проводить занятия в библиотеке и организовывать мероприятия для расширения познавательного потенциала учащихся.

Благодарим всех участников за активное участие и профессионализм! Впереди — новые горизонты для развития и новые встречи!