Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать и я пойму.
Китайская пословица
«Основные задачи образования сегодня не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Поэтому перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность должна быть осмыслена, значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал. Таким должен быть урок в современных условиях, поэтому особое место в процессе обучения занимает подготовка компетентного и высокопрофессионального учителя»,- такими словами открыла семинар учителей-словесников Брянской области по теме «Современный урок русского языка и литературы: от содержания к результату» Гарбузова Светлана Андреевна., старший преподаватель кафедры гуманитарного образования Брянского института повышения квалификации педагогических работников.
На мероприятии были рассмотрены формы организации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы, методики, необходимые в работе педагогов в современной школе, актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы:
- Каким должен быть урок в современных условиях?
- Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС?
- Какова роль педагога в процессе обучения?
- В чём проявляется Культура учителя?
Теме формирования мотивации и познавательной активности на уроке было посвящено выступление старшего преподавателя ГАУ ДПО «БИПКРО» Терёшкиной Оксаны Витальевны. Она отметила, что познавательная активность и мотивация обучающихся в современном быстро меняющемся мире невозможна без учёта их возрастных психологических особенностей.
Интересным и полезным был опыт работы Лемешинской Анны Васильевны (МБОУ СОШ №1 г. Брянска) по вопросу формирования познавательной активности и мотивации на уроке русского языка.
Живой интерес вызвал у слушателей мастер-класс по организации самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся Вожакиной Евгении Александдровны, учителя русского языка и литературы ГБОУ «Брянский городской лицей №1 имени А.С. Пушкина. Она подчеркнула, что главным компонентом проектно-исследовательской деятельности должен быть интеллектуальный поиск, важнейшей частью — стадия мысленного решения поставленной задачи.
«Я использую элементы проектной деятельности в своей работе на уроках русского языка и литературы. Например, при изучении в 7 классе темы «Категория состояния как часть речи», я предлагаю своим ученикам три предложения, содержащих в себе похожую форму слова, относящуюся к разным частям речи: краткому прилагательному, наречию и слову категории состояния. Затем на основе предложенных критериев они, работая в группе, могут сами выявить особенности слов категории состояния. Это помогает им на основе имеющихся знаний сделать для себя новые открытия.
И на уроках литературы при работе с произведениями я тоже использую некоторые приемы проектной деятельности, например, анализируя «Житие протопопа Аввакума», разбиваю класс на группы «Историки», «Текстологи», «Литературоведы», и по предложенным критериям учащиеся работают над текстом. В конце мы объединяем наши наработки и можем выявить как специфические особенности канонического жития, так и новаторство Аввакума»,- поделилась Евгения Александровна своей методикой подготовки обучающихся к проектной и исследовательской деятельности. «Самое главное в работе над проектом – это сам процесс и, конечно же, результат, — продолжила она. Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее исследование не может считаться завершенным. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (завучи, учителя, родители). Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
По окончании проекта проходит занятие, на котором ученики осуществили рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: «Чему я научился?», «Чего я достиг?», «Что сделал?», «Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?», «Кому я помог?».
В заключение хочется отметить, что проектная исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.
Результатом семинара стала разработка слушателями учебных мини-проектов по различным темам для работы на уроках русского языка и литературы.
Хаменская Светлана Викторовна,
учитель русского языка и литературы, руководитель МО
МАОУ «Гимназия №1 г. Брянска