Сергей Кравцов: «Все больше детей выбирают углубленный уровень изучения естественно-научных предметов и математики»

Президент России Владимир Путин в режиме видеоконференции провел заседание Совета при Президенте по науке и образованию. Оно было посвящено вопросам обеспечения приоритетных направлений научно-технологического развития инженерными кадрами.

«Цель поставлена предельно конкретно: в области технологического развития Россия должна быть конкурентоспособна по ключевым направлениям. Для этого нам нужны специалисты, способные генерировать уникальные решения, в том числе для новых, только формирующихся индустрий, готовые использовать передовые методы проектирования и конструирования. Добавлю, что рабочие профессии в промышленности, многих других отраслях также требуют сегодня знания сложнейших технологических систем, инженерных компетенций. Подготовить такие кадры – одна из важнейших задач для всех уровней образования», – подчеркнул Владимир Путин.

Глава государства обратил внимание, что нужно формировать задел в компетенциях на годы вперед, чтобы нынешние школьники, студенты, аспиранты, учреждения: школы, колледжи, вузы – и через 15–20 лет были готовы отвечать на вызовы времени, бурных технологических изменений, были среди лучших в глобальной конкуренции. Он отметил, что нужно ставить такую задачу при разработке новой Стратегии развития образования до 2040 года.

Владимир Путин сделал акцент на том, что уровень преподавания математики и естественных наук должен быть высоким по всей стране. Для этого, по его словам, нужно увеличивать численность учителей-предметников, повышать качество их подготовки, комплексно обновить программы по математике и естественно-научным дисциплинам, сбалансировать объем учебного материала, сделать его доступным, понятным и интересным для школьника.

Президент страны добавил, что в 2025 году заканчивается экспериментальная часть проекта «Профессионалитет», который с 2022 года реализуется на принципах тесной кооперации учреждений образования и предприятий ключевых секторов экономики. Он считает необходимым законодательное закрепить такую модель организации среднего профессионального образования – с обязательным участием бизнеса. К концу 2026 года в проекте будут участвовать колледжи и техникумы из всех регионов России, а к 2030 году по модели «Профессионалитет» будет учиться два миллиона студентов.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов подчеркнул, что во всех новых построенных школах, а также в образовательных организациях после капитального ремонта обязательно обновляются классы по предметам естественно-научного направления. В рамках национального проекта «Образование» созданы центры дополнительного образования «Кванториум», «Точка роста», «IT-куб».

«Для развития математического и естественно-научного образования важна мотивация школьников. Для повышения интереса ребят к инженерному, техническому профилю, прежде всего, необходима инфраструктура, система профориентации и мотивация на углубленное изучение предмета, включая развитие олимпиадного движения», – сказал Сергей Кравцов.

Глава Минпросвещения России добавил, что в реализации Единой модели профориентации участвуют более 9,5 тысячи предприятий, проведена 31 тыс. экскурсий, их посетили порядка 640 тыс. школьников. Он уточнил, что важно синхронизировать профориентацию с прогнозом рынка труда.

Сергей Кравцов отметил, что, по данным Росстата, с каждым годом все больше детей выбирают углубленный уровень изучения естественно-научных предметов и математики. Он рассказал, что ежегодно растет число участников олимпиадного движения.

Министр просвещения РФ обратился к главе государства с просьбой дать поручение ведомству вместе с фондом «Талант и успех» организовать работу по сопровождению одаренных ребят – высокобалльников, стобалльников, победителей всероссийских и международных олимпиад, по их поддержке при трудоустройстве на отечественные предприятия.

Глава ведомства рассказал, что в прошлом году уже 280 тысяч школьников сдавали ЕГЭ по профильной математике, а в 2025 году участниками экзамена планируют стать 335 тысяч. Он обратил внимание, что очень важно этот уровень удержать и повышать дальше. Отдельно Сергей Кравцов затронул вопрос подготовки единых учебников.

«Нам необходимо создавать единые государственные учебники. Просьба поддержать, уважаемый Владимир Владимирович, дать нам поручение вместе с Академией наук, – с Геннадием Яковлевичем [Красниковым] мы об этом говорили, – о создании единых государственных учебников для школы по естественно-научным предметам, математике, информатике. Причем эти учебники, эти предметы должны быть увязаны между собой – математика с химией, биологией, физикой, потому что очень важна междисциплинарность», – отметил он.

Как сообщил Сергей Кравцов, каждый пятый учитель в системе – учитель естественно-научных предметов. В течение десяти лет число вакансий педагогов стабильно составляет порядка 2%, по естественно-научным предметам – порядка 3%. Министр просвещения подчеркнул, что принят закон о снижении бюрократической нагрузки на учителей, но в регионах все еще наблюдаются перегибы. Он попросил дать поручение вместе с соответствующими органами провести проверку и восстановить права учителей.

Глава Минпросвещения России поблагодарил Президента страны за принятие решения на законодательном уровне закрепить проект «Профессионалитет». Он добавил, что общая потребность в кадрах – 74,1 млн работников на 2025–2029 годы, из них 42 млн – это кадры СПО, а по техническим специальностям – это 19 млн. Поэтому важно расширять проект «Профессионалитет» для решения кадровых задач.