19.05.2023 года на базе МБОУ «СОШ № 4» г.Новозыбкова под руководством Юдкиной Татьяны Николаевны состоялся семинар педагогических работников образовательных организаций Брянской области, организованный ГАУ ДПО «Брянский институт повышения квалификации работников образования» по теме «Активные формы обучения на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы».
В работе семинара приняла участие учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 9» г.Новозыбкова Бутримова Наталья Александровна, которая выступила в роли лектора и поделилась опытом работы по теме «Активные формы обучения при формировании рече-коммуникативных компетенций обучающихся».
В рамках своего выступления Наталья Александровна акцентировала внимание на вызовах времени, которые сегодня диктуют и изменения в педагогических подходах к учебному процессу: «В современной школе уроки, где знания преподносили «на блюдечке», ушли в прошлое. Сегодня важнее другое — научить детей самостоятельно добывать знания, научить их анализировать, оценивать свою и чужую деятельность, работать в команде и т.д.. А этой цели можно добиться только путём повышения уровня учебной мотивации через использование активных форм обучения».
Наталья Александровна познакомила участников семинара с активными формами обучения, которые использует она на своих уроках при формировании познавательных универсальных учебных действий средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо, так как считает, что именно стратегии ТРКМ и диалоговое обучение являются наиболее приемлемыми активными формами в развитии рече-коммуникативных компетенций учеников.
Участники семинара побывали в методической мастерской Натальи Александровны, где каждая стратегия критического мышления, применяемая учителем на уроках, рассматривалась под углом основных понятий: ЗАЧЕМ? КАК? КАКОВ РЕЗУЛЬТАТ?
Учителем были рассмотрены такие приёмы, как: «Составление карты целей и задач урока», «Постановка проблемного вопроса», «Верные – неверные утверждения» («Верите ли вы, что…»), «Знаю, хочу узнать, узнал», «Приём концептуализации», «Дерево предсказаний», «Чтение с пометами» (Инсерт), «Взаимообучение» ( с использованием таблицы «тонких» и «толстых» вопросов, «Фишбоун», «Написание творческих работ», «Синквейн», «Письмо по кругу», «Сообщи своё Я» и другие.
Выступление учителя не только сопровождалось презентацией методического инструментария по данной теме, но и подтверждалось фотографиями и видеофрагментами собственных уроков и мастер-класса. Наталья Александровна считает, что, прежде чем внедрять новые подходы, активные формы работы в школьную практику, педагоги должны каждую стратегию «пропустить через себя», апробировать и понять, насколько эффективна та или иная форма работы, принесёт ли она положительный результат или же существуют определённые риски. А чтобы это понять, для учителей школы нужно проводить обучающие мастер-классы.
В заключение акцент был сделан на роли оценивания, которое должно быть направлено не только и не столько на контроль знаний (суммативное – оценивание обучения), сколько на определение возможностей повышения качества обучения (формативное — оценивание для обучения).
Успех работы Бутримова Наталья Александровна видит в постоянном самосовершенствовании учителя как рефлексивного практика, способного через активные формы работы, применение стратегий критического мышления, диалогового обучения и других методических инструментов формировать и развивать в ученике функционально грамотную личность, способную применять свои знания вне школы, жить в соответствии с «вызовами времени» и желающую учиться на протяжении всей жизни.