ПЕДАГОГАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, ПЕДАГОГАМИ СТАНОВЯТСЯ

Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником

М. Горький

 

В который раз он произносил эту фразу: «Школа – это место, где ребенок должен учиться исправлять свои ошибки». 26 пар глаз внимательно смотрели на своего наставника и впитывали каждое его слово.

В системе образования Николай Степанович проработал свыше 55 лет — сначала со школьниками, затем с учителями, но каждый раз накануне занятий немного волновался. Вот и сейчас, выступая перед слушателями курсов повышения квалификации классных руководителей по теме «Стратегии развития воспитания и социализации в общеобразовательных организациях» в ГАУ ДПО «БИПКРО», он пытался говорить не формально, а вкладывать в каждое свое слово особый смысл. Он делился своим опытом, зажигал жаждой познавать новое своих коллег, а благодарные слушатели понимали, что перед ними не просто руководитель курсов, заведующий Центром гражданско-правового образования БИПКРО,  и в прошлом избирался дважды в Общественную палату Брянской области, с 1996 года по 2019 год — председатель Брянской региональной общественной организации «За гражданское образование», имеющий огромное количество званий и наград, ещё он наставник, вдохновитель, и, прежде всего, Человек с большой буквы, владеющий неординарным багажом педагогических знаний!

Четырехдневные курсы (с 15 по 18 марта 2023 года) были тщательно продуманы и выстроены в соответствии с государственной политикой и стратегией развития образования в области воспитания и социализации детей школьного возраста, концепцией духовно-нравственного развития и воспитания. Участников ждала насыщенная программа, включающая в себя выступление разных лекторов.

В первый день перед педагогами выступил Н.С. Коваленко. Именно он создал ту неповторимую атмосферу погружения в океан всепоглощающей жажды знаний, в необъемлемую глубину опыта, и просто заставил еще раз задуматься о значении и значимости педагога в современном мире. Николай Степанович построил свои занятия таким образом, что слушатели постоянно были вовлечены в процесс. Педагоги активно знакомились друг с другом, смотрели социальные ролики о работе с детьми, обсуждали насущные вопросы организации коммуникации, реализации критического мышления, креативного и творческого подхода в образовании. Первый день прошел на одном дыхании.

Следующий день подарил слушателям курсов знакомство с еще одним замечательным лектором — С.П. Кошарной, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, учителем истории и обществознания МБОУ СОШ № 66 г. Брянска, харизматичной и обаятельной женщиной. Светлана Петровна выступила с темами, направленными на организацию активной работы в школах и познакомила с особенностями проектно-исследовательской деятельности. Сделала акцент на том, что создание проектов — это очень важная и основополагающая концепция, ведущая к осуществлению планов и задач, которые ставят перед нами современные мировые тенденции. Под её профессиональным руководством педагоги выявляли проблемы в школах и создавали планы их реализации, оценивая все риски и расписывая каждый шаг. Участники курсов услышали о программе «Активная школа», о необходимости занимать активную позицию и в своей школе. И еще раз она напомнила о том, что в любом процессе надо помнить о цели, которая побуждает к действию: «Каждое дело — творчески, иначе — ради чего! Каждое дело — с пользой, иначе — ради чего? Каждое дело — людям, иначе — ради чего?»

В третий день курсов перед педагогами выступила Е.В. Павликова, заместитель директора по воспитательной работе, учитель математики МАОУ ДСОШ № 5, чудесный и отзывчивый педагог. Елена Владимировна подробно рассказала о программе «Я — гражданин России», дала рекомендации по проведению классных часов «Разговоры о важном», делая акцент на том, что организация общения на таком занятии должна опираться, прежде всего, на разговор, а не на диалог. Для обсуждения она предложила слушателям следующие темы: «Почему совесть называют внутренним судьёй?», «Кто я в семье?» и др. Е.В. Павликова рассмотрела некоторые проблемы социального проектирования в условиях небольших школ, познакомила с национальными проектами нашей страны. Основной же мыслью, которую Елена Владимировна хотела донести слушателям, была следующая: «Классный руководитель должен быть открывателем. Возможно, он чего-то не умеет сам, но он может зажечь огонь в детских глазах».

Последний день курсов завершился самостоятельной работой, в которой нужно было представить опыт воспитательной деятельности образовательного учреждения каждого слушателя.

И все эти дни встречал и провожал учителей руководитель курсов — Николай Степанович Коваленко. С трепетными чувствами в конце занятий он вручал каждому слушателю удостоверение о повышении квалификации. И искреннее «Спасибо» от каждого из них было для него и для всех педагогов самой лучшей наградой за их труд.

 

 

Несколько слушателей выразили желание поделиться впечатлениями от курсов:

В.В. Прокопова, МБОУ «Гимназия № 3 им. Б.В. Шапошникова»:

Для меня эти курсы отличаются от других тем, что мы, как незнакомые друг другу люди, даже не задумывались о преодолении дистанции между собой. Работая в группе, каждый участник мог пообщаться с другим, поделиться идеями и быть услышанным.

Для чего я пришла на эти курсы? Увидеть новых людей, оживить свои мысли в голове, выйти из зоны комфорта. Больше всего мне запомнились цитаты каждого лектора, ведь словом можно за собой вести. Я думаю, это очень важно для наставника. Ведь каждый педагог — это наставник.

 

 

Н.В. Антонова, МБОУ «СОШ № 29»:

После занятий на курсах классных руководителей я, как начинающий педагог, вдохновилась теми знаниями, которые нам передали наши преподаватели. Я наполнена новыми идеями, я хочу быть Активной! «Активная школа» — это не просто лозунг, бренд или призыв. Пришло время меняться! Меняться здесь и сейчас и, по возможности, менять мир вокруг себя! Активные учителя, активные дети, активное окружение! Это то, что нам надо сегодня.

 

Материал подготовила Л.П. Котенко,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №30 г. Брянска