Научно-практическая конференция «Актуальные проблемы специального образования и социализации обучающихся с ОВЗ»

21  декабря  2021г. на  базе  ГАУ ДПО «БИПКРО» состоялась  региональная научно-практическая  конференция  «Актуальные проблемы  специального  образования  и социализации  обучающихся  с  ОВЗ».

Цель  конференции -обобщить   и представить  возможные  пути  решения  актуальных  проблем  обучения, воспитания, коррекции развития, психолого-педагогического  сопровождения и социализации  обучающихся  с  ОВЗ, возникающих  в  рамках  специального  образования.

Проблемное  поле предложенный  на  обсуждение тем  включало:

— теоретические и  методологические  подходы  к  проблеме коррекции  отклоняющегося  развития;

— организационные, содержательные и методические  аспекты  коррекционно-образовательной  деятельности с  обучающимися  с  ОВЗ;

— технологии, приемы, методы и  средства коррекционно-образовательной, коррекционно-развивающей  деятельности с   обучающимися  с  ОВЗ.

— актуальные  проблемы обучения, воспитания, развития, психолого-педагогического  сопровождения   обучающихся   с  ОВЗ различных  нозологических  групп.

В работе  конференции  приняли  участие

ученые, разрабатывающие  проблемы обучения, воспитания, коррекции  развития, психолого-педагогического  сопровождения  обучающихся  с  ОВЗ;

— специалисты, реализующие    адаптированные  основные  общеобразовательные (образовательные) программы  для  обучающихся  с  ОВЗ  различных  нозологических  групп;

— руководители  образовательных  организаций, реализующих  АОП.

— педагогические  команды, представляющие  успешные  практики  комплексного  сопровождения  обучающихся  с  ОВЗ.

Все  участники конференции  подчеркивали, что     обучающийся  с  ОВЗ  может  получить образование  в  разных  организационных  моделях (инклюзивное образование, интегрированное  обучение, специальное  образование). Но  для  определенной  категории  детей и  подростков  с  ОВЗ  только  модель  специального  образования  является   гарантом  полного  раскрытия  потенциальных  возможностей обучающихся.

В ходе  конференции  выступающие  коснулись проблем  специального  образования на  всех  возрастных  этапах  жизни  ребёнка  с  ОВЗ ( от  дошкольного   образования  до  системы  среднего  профессионального  образования). В частности, оживленный  обмен  мнениями  вызвали проблемы формирования  личностной  компетентности обучающихся  с  ОВЗ, деятельности  учителя-логопеда  по управлению  социализацией  дошкольников  с  речевыми  нарушениями,   проблемы постановки  диагноза  дошкольнику  с  ОВЗ и подбора  адаптированной  образовательной  программы, перехода с  одного  варианта  АООП  на  другой,  проблемы обучения  детей, перенесших  операцию по  кохлеарной  имплантации, проблемы  обучения и  социализации  школьников  с  нарушениями  опорно-двигательного  аппарата, нарушениями  зрения, расстройствами  аутистического  спектра,  проблемы  перехода  обучающихся  с  нарушениями  слуха и тяжелыми  нарушениями  речи   на  ФГОС ООО, проблемы  обучения и  социализации  обучающихся  с  ОВЗ  на  этапе  освоения  профессии  в  системе  среднего  специального  образования. Интерес  у  присутствовавших на  конференции  педагогических  работников  вызвали  темы  выступлений, связанные  с  формированием  «жизненных  компетенций» у  обучающихся  с интеллектуальными  нарушениями (формирование  финансово-экономической  грамотности, формирование  трудовых  навыков, обучение  деловому  письму, использование  технологий  проектной  деятельности, организация  дистанционного  обучения,  организация  профориентационной  работы, социализация  детей-сирот, постинтернатное  сопровождение  детей-сирот). Также  вниманию  участников  конференции были  предложены  выступления  педагогических  работников  образовательных  организаций, реализующих коррекционно-развивающую  область (педагогов-психологов и логопедов, команд  специалистов  сопровождения). Так участники  конференции  познакомились   с  опытом  работы по комплексному  сопровождению  обучающихся  с  РАС  в  условиях  школы-интернат, проблемами  коррекции  познавательных  процессов  у  обучающихся  с  интеллектуальными  нарушениями, особенностями  логопедической  работы с  обучающимися, имеющими  интеллектуальные  нарушения.

В  работе  региональной  научно-практической  конференции  приняли  участие 74  педагогических  работника, у  каждой  образовательной  организации ( ДОО, школы, школы-интерната Брянской  обрасти, реализующих  АООП  для  обучающихся  с  ОВЗ) была  возможность дистанционного  участия  в  работе  конференции.

Участники  конференции  отметили, что  обсуждаемые  в  ходе  конференции  проблемы  обладают  несомненной  актуальностью  для  системы  специального  образования  Брянской  области. Материалы  конференции  демонстрируют  богатый теоретический и  практический опыт  обучения, воспитания, социализации, коррекции  нарушений  развития детей- и подростков, накопленный  педагогическими  коллективами ДОО, школ и школ-интернатов, реализующих  АООП  для  обучающихся  с  ОВЗ г. Брянска и  Брянской  области.