Курсы повышения квалификации специалистов школьных служб примирения

Важным элементом профилактики деструктивного поведения обучающихся и создания психологически благоприятного школьного климата в образовательных организациях является работа школьных служб примирения. Специалисты школьных служб примирения, деятельность которых базируется на принципах (ценностях) восстановительного подхода, занимаются созданием условий, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных организациях, что положительно сказывается на результатах профилактики правонарушений детей и подростков, способствует формированию способности участников образовательных отношений понимать последствия прекращения вражды между участниками конфликта/правонарушения.

В соответствии с планом работы на 2024 год в ГАУ ДПО «БИПКРО» с 14 октября по 25 октября проводились курсы повышения квалификации специалистов школьных служб примирения по дополнительной профессиональной программе «Организация и содержание деятельности школьных служб примирения» (72 учебных часа). Целью курсов являлось развитие профессиональных компетенций педагогов (заместителей директоров ОО, педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей) в области работы по созданию условий для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем, возникших в результате конфликтных ситуаций.

В настоящее время в 460 образовательных организациях Брянской области создано 40 служб примирения и свыше 170 служб школьной медиации. Количество рассмотренных случаев приближается к 150 (за учебный год). Число сотрудников служб составляет примерно 1000 человек (по данным Уполномоченного по правам ребенка в Брянской области), из них имеют удостоверение о прохождении соответствующих курсов повышения квалификации около 100 педагогических работников.

В работе вышеназванных курсов приняли участие 23 педагога. Учебный план курсов включал несколько модулей, темы которых предусматривали как рассмотрение теоретических понятий и концепций («Конфликт и его профилактика», «Стандарты восстановительной медиации», «Ценности и принципы восстановительного подхода» и др.), так и практическую отработку умений, необходимых в ходе проведения восстановительных программ («Коммуникативные навыки медиатора», «Программа восстановительной медиации», «Программа «Круг сообщества» и др.). Занятие по теме «Процесс создания, функционирования и поддержки ШСП» провела руководитель службы примирения МБОУ СОШ №7 г. Клинцы Вельмович Н.А., правовые вопросы функционирования службы, анализ правонарушений несовершеннолетних осветила капитан  полиции, инспектор по делам несовершеннолетних УВД Бежицкого района г.Брянска Юркевячене Е.В., теорию конфликта изложила заведующий кафедрой психологии и специального образования ГАУ ДПО «БИПКРО», кандидат психологических наук Матюшкова Е.А., практические навыки работы специалистов, ведущих восстановительные программы, отрабатывали педагог-психолог МБОУ «Гимназия №7» г. Брянска, практикующий специалист ШСП, Никольская М.Ю. и преподаватели ГАУ ДПО «БИПКРО» Высоцкая Е.В. и Кудрявцева Н.В.  Нормативно-правовая база функционирования СШП была рассмотрена педагогом-психологом МБОУ «СОШ №33» г. Брянска Гладких Е.А.

В последний день курсов для слушателей была организована супервизорская сессия «Работа со случаем», дан пример описания случая с использованием информации о принципах восстановительного подхода (занятие провела руководитель курсов Кудрявцева Н.В.).

Итоговую аттестацию (решение практических задач с использованием метода кейсов) прошли все участники курсов.