В период с 29 ноября по 3 декабря 2021 года в Брянском институте повышения квалификации были организованы курсы повышения квалификации для воспитателей дошкольных образовательных организаций г.Брянска, работающих в группах с детьми с ОВЗ. Обучение проводилось по программе дополнительного профессионального образования «Коррекционно-образовательная деятельность воспитателя группы компенсирующей направленности дошкольной образовательной организации». Продолжительность обучения составила 36 часов. Целью реализации программы курсов являлось совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области осуществления коррекционно-образовательной деятельности в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети имеют особые образовательные потребности и нуждаются в создании специальных образовательных условий. Важным условием эффективной работы с детьми с ОВЗ является реализация адаптированных основных образовательных программ, предусматривающая систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или коррекцию нарушений психического и физического развития детей. Рабочая программа воспитателя группы компенсирующей направленности дошкольной образовательной организации – важная часть АООП, и каждый педагог должен уметь ее подготовить и реализовать, используя специальные технологии и методы работы с детьми с ОВЗ, опираясь на характеристику психического развития ребенка. Обязательным условием эффективной работы по реализации программы является взаимодействие специалистов разного профиля (психолога, дефектолога, логопеда, воспитателя). Эти и другие вопросы рассматривались в процессе курсовой подготовки. По итогам каждого дня работы курсов слушатели проводили рефлексивный анализ, давали оценку собственной работе и работе лекторов, отмечали наиболее сложные и интересные вопросы.
Первый день работы курсов (29.11.2021)
Марусова О.В., Грищук Е.В., Латауз Е.Ю. и Терехова Н.И. пишут, что для них было «интересно» и «полезно» изучить вопрос, касающийся специфики адаптированных основных образовательных программ, познакомиться с вариантами фрагментов рабочей программы воспитателя. «Матюшкова Е.А. преподнесла информацию в доступной форме, с множеством примеров… Мы узнали о различиях между АООП и АОП, рассмотрели проблему инклюзивного образования в ДОО.»
Второй день работы курсов (30.11.2021)
Северин В.И., Синолуп И.В., НедбаевскаяН.П., Кваша Т.М., Гаврилова Е.А. отмечают практическую значимость занятия по формированию толерантности у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивной развивающей среды. Они акцентируют внимание на «высоком профессионализме педагога-психолога Корнеевой Т.В. (МБОДУ д/с №114 г.Брянска)», пишут, что «тренинг зарядил нас положительными эмоциями, способствовал сплочению группы». Слушатели благодарят Водневу Н.И. (МБОДУ д/с №114 г.Брянска) за предоставленный опыт работы по развитию речи у детей с ТНР, оценивают лектора как «грамотного, целеустремленного и опытного педагога».
Третий день работы курсов (1.12.2021)
Алешкина Л.Л., Червинская Н.А., Афанаскина И.Г., Веретенникова Н.С., Быкова Е.А. выделили тему «Структура и содержание организованной образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ», признали важной и полезной деятельность, связанную с анализом и самоанализом занятия воспитателя (Филичева М.Г., МБДОУ д/с №114 г.Брянска). Слушатели курсов также назвали «плодотворной, в рамках конструктивного диалога» работу Фокиной Е.Ю и Ивлевой Г.В. (МБОУ ЦРР №150 г.Брянска), которые поделились опытом работы по организации ППк в ДОУ, раскрыли содержание вопроса «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в ДОО».
Четвертый день работы курсов (2.12.2021)
Хабарова Е.В., Санчило О.В., Левитская О.А., Менячихина И.М, Орехова Л.А. посчитали «компетентной и глубокой» работу лекторов МБДОУ д/с №136 г.Брянска, уверены, что будут использовать в работе по коррекции нарушений в развитии двигательной сферы детей с ОВЗ рекомендации инструктора ЛФК Бакановой Е.А. Слушатели курсов назвали работу группы лекторов из МБОУ д/с №136 г.Брянска (п.р. заведующей ДОУ Денежкиной Е.В.) «успешным сочетанием теории и практики, способствующим ненавязчивому усвоению информации», поделились удовольствием, которое испытали, работая с книгами для детей с нарушениями зрения (объёмными, фактурными, тактильными, с музыкальным сопровождением и др). Отдельно был отмечен опыт работы Феоктистовой Т.Н. (МБДОУ №122г.Брянска) по использованию проектного метода в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ОВЗ.
Пятый день работы курсов (3.12.2021)
Козленкова А.И., Кулькова Г.М., Моисеева Л.С., Менячихина И.М., Орехова Л.А., Митрюшина Т.В., Ленченко А.А. рассказали о том, как их впечатлила работа воспитателей ГБОУ «Филиала Супоневской школы-интерната по развитию речи глухих и слабослышащих детей с использованием специальных методов и средств (Филиппова В.А. и др.), назвали занятие «познавательным и интересным».
Результаты итогового тестирования, выполненного группой слушателей по итогам обучения, показали высокую степень усвоения материала программы в соответствии с трудовыми функциями и действиями воспитателя ДОО согласно Профессиональному стандарту педагога.
По окончании курсов Удостоверение о повышении квалификации получили 25 человек.