Качество обучения и воспитания в ОО: управленческий аспект

Качество обучения и воспитания в ОО: управленческий аспект.

С 15 по 31 марта 2022 года в соответствии с планом  работы   ГАУ ДПО   «Брянский  институт повышения квалификации»  прошли очно-заочные  курсы  повышения  квалификации  руководителей ОО  Суземского и Трубчевского районов Брянской области  по  теме «Качество обучения и воспитания в ОО: управленческий аспект» (руководитель курсов Левая Н.В).

В рамках курсов рассмотрены следующие модули:

  • «Управление системой оценки качества общего образования»,
  • «Развитие воспитания в общеобразовательной организации»,
  • «Особенности организации образовательной деятельности в условиях введения ФГОС СОО».

В соответствии с учебно-тематическим планом была предусмотрена и работа на стажировочных площадках.

28 марта состоялся семинар на базе МБОУ «Суземская СОШ № 2 имени В.И. Денисова» «Создание современной образовательной среды для развития индивидуальных способностей обучающихся в рамках проекта «Точка роста». (Из опыта работы).

30 марта состоялся семинар на базе Трубчевская СОШ №1 «Особенности воспитательной работы в образовательных организациях в контексте реализации рабочей программы воспитания и ФГОС. (Из опыта работы).

Из  отзывов  слушателей:

«Часто, слушая выступления лекторов, на ум приходили строки из стихотворения Н.А.Некрасова: «Природа – мать! когда б таких людей ты иногда не посылала миру, заглохла б нива жизни…».

Эти строчки всегда всплывают в моей памяти, когда я встречаюсь с интересными, грамотными, неординарными людьми: Т.В.Кривонос, Е.А.Матюшковой, Н.В.Левой. Каждый из них запоминается  не только чем-то новым,  чего ты еще не знаешь, но и прежде всего глубоким осмысленным взглядом, в котором угадывается  самоотверженная преданность своему делу и серьезное  погружение в тематику своей темы.( Н.В.Шахова, директор МБОУ Трубчевская СОШ №2).

Модуль «Развитие воспитания в  ОО» (преподаватель Левая Н.В.) дал возможность разобраться в структуре программы воспитания, увидеть недорабоки и недостатки, наметить пути исправления содержания  программы воспитания в школе. Заинтересовали вопросы организации работы  по  развитию функциональной грамотности (преподаватель Ляшенко Т.В.).  С интересом прослушала курс «Профилактика профессионального выгорания  педагога» (преподаватель Матюшкова Е.А) .Очень интересная и нужная информация для всех. Провели диагностику уровня эмоционального выгорания. Сделали для себя выводы. А к материалу  по ФГОС (преподаватели Кривонос Т.В. и Левая Н.В.) у меня особый интерес не только как учителя , но и руководителя.  Занятия на стажировочных площадках принесли большой практический опыт. Я, как директор, приняла решение о продолжении этой формы работы для проведения всеобучей педагогического коллектива, мастер-классов. (Е.Н.Жадовец , директор  МБОУ «Суземская СОШ №2 имени В.И.Денисова»).

Почти 17 лет работаю директором маленькой сельской школы, что ни на есть в самой глубинке. Ежедневно намечаешь разные дела, что-то успеваешь, что-то нет. Стыдно, но признаюсь, что порой что-то упускаешь, особенно в плане изучения новой «нормативки», каких-то инструкций, распоряжений свыше. Есть вопросы, которые больше возложены на заместителей (образовательные программы, рабочие программы воспитания). Они молодцы, работают, учат учителей. А ты как-то все вскользь и по верхам. И вот КПК. Я лично обрадовалась, что в очном формате. Последние времена больше в ZOOM. Не хватает живого общения с коллегами, эмоций.

Сам курс охватил очень важные вопросы образования и воспитания. Все занятия построены так, что идет взаимодействие лектора и участников курсов.

Самодиагностика заставила нас включить мыслительную деятельность и проверить свои знания в области законодательства и приоритетных направлений развития образования в РФ. Мотивация повысилась в плане повторить эти важные составляющие в образовании.

Очень важна и полезна информация о нормативно- правовой базе ФГОС, воспитательной деятельности в школе.  Конкретно проанализированы изменения в обновленных стандартах ФГОС НОО и ФГОС ООО.  Практические рекомендации даны   по управлению введения и реализации ФГОС СОО. Хорошо рассмотрены   факторы эффективности управления ФГОС СОО. (Кривонос Т.В.) Важны с практической точки зрения темы «Структура и особенности Программы воспитания», «Технологии оценивания по ФГОС», «Система работы по профессиональному развитию педагогов» (Левая Н.В.). Важной и интересной была тема по профилактике профессионального выгорания (Матюшкова Е.А.). Есть такая проблема в нашей сфере. «Экстенсивная» работа многие года — одна из причин.

Интересная работа прошла на стажировочных площадках. На базе Суземской СОШ состоялся семинар, обмен опытом по применению оборудования «Точки роста» в урочной и внеурочной деятельности. Интересные презентации, видеофрагменты   наглядно показали возможности использования данного оборудования в учебном процессе при изучении разных предметов (биологии, физики и т.д.), при проведении общешкольных мероприятий, допобразования. Поразило, что в сельской школе уже есть первые шаги в прикладной робототехнике.

Областной семинар «Особенности воспитательной работы в общеобразовательных организациях Трубчевского района в контексте реализации программы воспитания и ФГОС» включил мероприятия по   обмену опытом школ района и также круглый стол по данной теме. Интересен опыт работы по военно-патриотическому воспитанию в МБОУ Городецкая СОШ (Гордеев П.Н.). ДЮП здесь имеет свои традиции, много занимаются краеведением, участвуют в конкурсах, различных акциях.

Учащиеся МБОУ Белоберезковская СОШ №1 через участие в социальных проектах, различных акциях, формируют активную жизненную позицию. Результат одного из проектов — установка памятника погибшим учителям в годы Великой Отечественной войны у здания Трубчевского профессионально-педагогического колледжа.

Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы очень велик. Хоменкова С.Т. поделилась своими наработками.

Участие в круглом столе позволило каждому участнику практически работать с документами, высказать свое мнение, задать вопросы, вместе обсудить проблемы.

В ходе работы на курсах я получила много материала, который буду использовать в работе. Появилась мотивация пересмотреть некоторые подходы в своей работе. Очень важно для меня – общение с преподавателями, коллегами. Общение это было деловым и доброжелательным. (Дорохова О.И. директор МБОУ Сагутьевская СОШ, Трубчевского района).

Я получила большой объем информации, новые знания, которыми воспользуюсь для обеспечения готовности свой ОО к успешной реализации обновленных Стандартов, вводимых инноваций, а также для организации дальнейшей работы.

Очень важным с практической точки зрения в курсах  было проведение областного семинара  по теме « Создание современной образовательной среды для развития индивидуальных способностей обучающихся  в рамках проекта «Точка роста»: на профессионально организованной стажировочной площадке  коллеги из Суземского района презентовали свои образовательные учреждения по различной тематике  в рамках данной темы;

Коллеги из Трубчевского района предоставили интересный и познавательный опыт работы своих ОО в рамках воспитательной работы  по различным направлениям программы воспитания и ФГОС. Перехода школы в эффективный режим работы»: «Особенности воспитательной работы школы  в контексте реализации программы воспитания» (Милютина Т.В.. заместитель директора по УВР), «Гражданско-патриотической  воспитание  на основе культурно-исторических традиций  (Дорохова О.И., директор  Сагутьевская СОШ». «Военно-патриотическое воспитание обучающихся в современных условиях» (Гордеев П.Н., директор МБОУ Городецккая СОШ) и другие. (Е.Л.Храмогина, директор МБОУ Рябчевская СОШ Трубчевского муниципального округа).

Курсы повышения квалификации руководителей ОО по теме «Качество обучения и воспитания в ОО: управленческий аспект» очень помогли мне разобраться в основных аспектах проблемных вопросов. Прошли они очень интересно.  Запомнились лекции Кривонос Татьяны Васильевны. Работа с аудиторией, умение включить в познавательный процесс всех участников, доброжелательная атмосфера, позитивный настрой, четкость и конкретность в изложении  материала – вот те некоторые  моменты, которые позволили слушателям  курсов изучить сложные вопросы.

Хочется отметить семинар «Особенности воспитательной работы  в общеобразовательных организациях Трубчевского района  в контексте реализации программы  воспитания и ФГОС», а особенно творческое выступление  учителя Трубчевской гимназии Хоменковой С.Т. Некоторые тезисы выступления. (Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся и я стараюсь делать акцент на личностное развитие ученика, чтобы он получил предметное образование, познал что-то новое, организовал самого себя, приобрел коммуникативные умения и навыки.

Одним из результатов моей работы в этом году и требованием ФГОС  является составление технологической карты уроков. Это своеобразный сценарий, который помогает выстроить урок так, что виден весь его воспитательный потенциал, он вырисовывается незаметно по мере  составления карты.

На уроках важен психологический климат, который проявляется   в эмоциональном настрое  педагога и учащихся . Нельзя забывать и о роли неосознанного воспитания, когда педагог воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к ребятам, коллегам.

Самый главный воспитательный момент урока –вызвать эмоциональный всплеск  в душах ребят. Для этого я привлекаю  такие средства воздействия, как музыка  и живопись (репродукции, портреты).

Для меня стало открытием посещение  МБОУ «Суземская СОШ №«2 имени В.И.Денисова». Я познакомилась с большим количеством интересных, творческих людей, искренне преданных своему делу.

Считаю, что такие курсы являются необходимыми в свете внедрения новых стандартов.

Большое спасибо организаторам и лекторам. (  Г.И.Хмячина, директор  МБОУ Юровская СОШ Трубчевского района).