Функциональная грамотность как результат общего образования: проблемы и решения
14 марта 2022 года в ГАУ ДПО «БИПКРО» состоялась региональная научно-практическая конференция по вопросам формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся по теме «Функциональная грамотность как результат общего образования: проблемы и решения». На конференции был подведен промежуточный итогреализации регионального плана по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся, проанализированы мероприятия, проведенные в этом учебном году, определены самые перспективные направления развития функциональной грамотности, которые уже завтра приведут к качественному прорыву в развитии системы образования Брянской области в целом в соответствии с Указом Президента РФ о вхождении России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования .
Отмечено, что в обновлённых ФГОС , по которым мы начинаем работать уже с 1 сентября 2022 г., закреплено обеспечение возможности формирования функциональной грамотности:в разделе 3 «Требования к условиям реализации программы» п. 34.2 читаем :« В целях обеспечения реализации программы начального общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:
- достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования обучающимися;
- формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию».
2021 год был очень плодотворным с точки зрения реализации регионального плана работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся. У педагогического сообщества есть достаточно серьезные теоретические результаты в области развития данного направления, сформирован человеческий капитал (ресурсный учитель), определена междисциплинарность образования. Весьма важными являются разработанные педагогические методы, особенно связанные с дистанционными и электронными образовательными технологиями, получившими мощный импульс развития в непростых условиях. Большой интерес в профессиональном сообществе вызывают разработанные педагогами нашего региона управленческие и педагогические модели, на основе которых можно построить эффективные и научно обоснованные практики. В связи с этим уже традиционным стал дистанционный региональный вебинар по обмену опытом в вопросах формирования и оценки функциональной грамотности, с материалами которого вы можете ознакомиться на сайте ГАУ ДПО «БИПКРО».
В 2022 году мероприятий по функциональной грамотности стало больше. Получили широкий отклик в профессиональной среде и стали заметными именно методические события, проводимые ЦНППМ. Но, конечно же, не может проходит все безукоризненно, поэтому тема нашей конференции: «Функциональная грамотность как результат общего образования: проблемы и решения».
Мы знаем, что функциональная грамотность включает 6 направлений, на конференции будет отражено 4: читательская, математическая, естественнонаучная грамотности и креативное мышление. Это обусловлено тем,что ближайшее международное исследование PISAбудет проведено именно по этим грамотностям.
Участники конференции отметили, что мероприятие обеспечило возможность получить новые знания, расширило сферу педагогических интересов, педагоги приобрели практический опыт в решении конкретного вопроса.
По итогам деятельности сделаны следующие выводы:
- Модераторами отмечены важность, практикоориентированость и возможность использования представленных на секциях материалов, они будут размещены на сайте ГАУ ДПО «БИПКРО» в разделе «Функциональная грамотность».
- Остается актуальным недостаточная осведомленность педагогов в вопросах практического применения и оценивания заданий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся.
- Необходимо продолжать активно развивать методическую дятельность на разных уровнях и в каждой образовательной организации, направленную на применение современных технологий образовательной деятельности, ориентированных на формирование ФГ школьников и создание системы организационно-методического сопровождения педагогов.
В заключение хочется отметить, что символично, но не случайно и место проведения нашего мероприятия–это ГАУ ДО «Детский технопарк «Кванториум». Одно из немногих образовательных учреждений, где в полной мере реализуется функциональная грамотность, потому что здесь занимаются мотивированные дети, которые приобретенные знания обязательно будут применять в жизни при выборе профессии. Нам хотелось поблагодарить руководство ГАУ ДО «Детский технопарк «Кванториум» за возможность провести конференцию в этом инновационном учреждении и вообще за сотрудничество с ГАУ ДПО «БИПКРО», ЦНППМ.
Т.В. Ляшенко,
старший преподаватель
отдела мониторинга
и аналитики ЦНППМ