Делегация из Брянской области приняла участие во Всероссийском съезде учителей и преподавателей математики

„Жизнь украшается двумя вещами:

занятием математикой и её преподаванием…“

Симеон Дени Пуассон

 

Бирюлина Елена Владимировна, заведующий кафедрой естественно-математического и цифрового образования, в составе делегации от Брянской области приняла участие во Всероссийском съезде учителей и преподавателей математики.

В конце ноября в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова состоялся Всероссийский съезд учителей и преподавателей
математики. Съезд был организован МГУ имени М.В. Ломоносова (приурочен к 270-летию со дня основания университета) при участии заинтересованных общественных и образовательных организаций, международных математических центров мирового уровня и объединил учителей и преподавателей математики для рассмотрения проблем математического образования всех уровней.

На Съезде состоялось широкое обсуждение состояния и перспектив развития всех ступеней российского образования в области математики, его целей и содержания, актуальных вопросов совершенствования преподавания учебного предмета «математика» в общеобразовательных организациях и подготовки учителей и преподавателей для преподавания математических дисциплин в профессиональных образовательных организациях и в образовательных организациях высшего образования.

Мероприятие собрало преподавателей дисциплин в области математики, информатики и физики образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций; учителей математики общеобразовательных и специализированных школ; педагогов дошкольного образования; руководителей образовательных учреждений; представителей органов управления образованием; учителей информатики, физики и других дисциплин  — всего около 4-х тысяч представителей из 80 регионов России, а также участие приняли представители 11 зарубежных стран.

Основными направлениями работы Съезда стали:

  • цифровизация и новые технологии в преподавании математики;
  • содержание и методы обучения математике в школе и в вузе, подготовка учителей;
  • олимпиады и конкурсы, популяризация математики и проектно-исследовательская деятельность;
  • государственная итоговая аттестация и ее влияние на математическое образование;
  • проблемы среднего профессионального образования.

В Интеллектуальном центре — Фундаментальной библиотеке МГУ на торжественном открытии съезда выступил ректор университета Виктор Антонович Садовничий. Ученый заявил о необходимости обновления и принятии новой Концепции развития математического образования в Российской Федерации.  Он  отметил,  что важно не потерять «российскую математическую школу», и привел слова астронавта Джона Глена: «Именно математическое образование является основой могущества страны». В завершении выступления ректор МГУ предложил учредить 1 декабря официальный профессиональный праздник — День математика в России. Дата выбрана не случайно. 1 декабря – день рождения выдающегося русского математика, создателя неевклидовой геометрии Н.И. Лобачевского.

На секционных заседаниях Съезда было освещено множество вопросов, важных и актуальных для современного математического образования. На секции, посвящённой содержанию и методам обучения математике в школе и в вузе, подготовке учителей, были рассмотрены вопросы подготовки будущих учителей, особо актуальные в современных условиях дефицита представителей педагогической профессии. С докладом о формировании абстрактного мышления в предметном содержании общего образования выступила команда Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, в составе директора естественно-научного института, профессора кафедры математического анализа, алгебры и геометрии, к.ф.-м.н., д.п.н., Горбачёва В.И., ректора, д.филол.н., Антюхова А.В. и заведующей кафедрой русского языка, к.филол.н., Трошиной Н.В.

Острая дискуссия разгорелась на секции, посвящённой государственной итоговой аттестации и её влиянию на математическое образование. Многие докладчики высказывались об ОГЭ и ЕГЭ по математике как о средствах уничтожения математического образования, с чем категорически не соглашались сторонники современной государственной итоговой аттестации. В итоге участникам дискуссии удалось выработать систему предложений, направленных на оптимизацию содержания и организации ГИА по математике.

Актуальные вопросы цифровизации и новые технологии в преподавании математических дисциплин были рассмотрены на одноимённой секции. Было предложено много интересных платформ и сред, облегчающих работу учителя математики, участники освещали возможности этих цифровых инструментов в новом школьном курсе теории вероятностей и математической статистике. Благодаря таким платформам, ученики и студенты могут самостоятельно изучать математику, проходить интерактивные уроки, решать задачи и получать обратную связь. Это позволяет им учиться в своем собственном темпе и находить оптимальный для каждого подход к изучению материала. В работе данной секции принял участие директор Брянского городского лицея № 1 им. А.С. Пушкина, почётный работник общего образования, к.б.н., Клюев Ю.А., с докладом о моделях эффективных многосторонних коопераций в контексте современных образовательных и производственных вызовов (на примере опыта Брянского городского лицея № 1 им. А.С. Пушкина).

Ещё одна секция была посвящена олимпиадам и конкурсам, популяризации математики и проектно-исследовательской деятельности. В ней приняли участие организаторы и составители заданий Всероссийской олимпиады школьников по математике, основатели математических школ, работающих с одарёнными детьми, популяризаторы математики. Работа съезда завершилась круглым столом, на котором учителя-предметники имели возможность поделиться опытом своей работы, рассказать о различных стратегиях успеха и непреодолимых трудностях, а также обменяться идеями по привлечению учащихся к математике и повышению их мотивации в изучении предмета.

Учителя математики находятся перед непрерывными вызовами, связанными с поиском новых подходов к преподаванию, учетом индивидуальных потребностей учащихся и применением передовых технологий. В обстановке работы съезда, полной взаимодействия и вдохновения, учителя и преподаватели математики получили мощный импульс для развития своих навыков и подготовки учеников к успешному будущему.