Ценность цивилизованного диалога в современном обществе

25 февраля 2022 года в ГАУ ДПО «БИПКРО» состоялся семинар педагогических работников города Брянска и Брянской области «Реализация стратегии развития воспитания и социализации в образовательных организациях. Проектные формы работы в деятельности педагога». Занятие стало логическим продолжением цикла обучающих мероприятий по диалоговой педагогике.

Ценность цивилизованного диалога в современном обществе с огромным массивом нередко противоречивой информации очевидна, неоспорима. Подобное общение обращает каждое   высказывание к собеседнику, концентрируя внимание на ценностно-смысловом содержании темы. Мы говорим, слушаем и слышим собеседников.  В результате участниками проводится глубокий анализ проблемы, наступает понимание друг друга, развивается диалоговая культура.

Модераторы семинара — заведующий центром гражданско-правового образования ГАУ ДПО «БИПКРО» Николай Степанович Коваленко, доцент кафедры педагогики Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, кандидат педагогических наук Ирина Геннадьевна Якимович, заведующая отделом ГБУК «Брянская областная научная универсальная библиотека имени Ф.И. Тютчева» Наталья Владимировна Нестерова считают, что диалоговая педагогика — путь к деполяризации в образовательной среде. Их обоснование не оставило сомнений и у нас, участников семинара. Мы активно включились в работу по совершенствованию профессиональных компетенций. Занятия по диалоговой педагогике позволяют педагогам Брянщины идти в ногу со временем,  развивать у учащихся такие качества как гибкость и критичность мышления, способствуют формированию дискуссионной, рефлексивной, коммуникативной культуры, тем самым, приобщая школьников к культуре демократического общества.

На семинаре состоялся обмен опытом школьных команд опорных школ по организации диалогового обсуждения общественно значимых проблем в школах-партнёрах.  Сколько же интересных вопросов обозначили и запустили в работу фокус-группы в нашей области, поэтапно выстраивая взаимодействие учеников, родителей педагогов и представителей местного сообщества.

На семинаре прошла работа по апробации и обсуждению дискуссионной карты «Ковид-19 и вакцинация: как противостоять бросившей нам вызов эпидемии?». В начале дискуссии участники высказались об актуальности проблемы:

— «Очень актуальная проблема. Переболели сами, знакомые, близкие»;

— «Лечение еще не отработано, часто нет лекарств, сбои в заполнении медицинских карт и т.п.»;

— «Врачей не достаточно»;

— «Очень волнует вакцинация детей. Вакцины еще недостаточно проверены»;

— «Сначала очень скептически относилась к вакцинации, а теперь изменила точку зрения»;

— «У нас мало знаний, болеем и после вакцинации»;

— «Эта болезнь коснулась и нас, и родственников»;

— «Зачастую нас ставят перед фактом, что надо вакцинироваться»;

— «Отношение к данной проблеме вносит тревогу в нашу жизнь, споры и дебаты даже внутрь семей».

В ходе обсуждения рассматривались три подхода к проблеме: подход 1 «Просвещение и убеждение», подход 2 «Принуждение и решительность», подход 3 «Свобода и право выбора».

Подход 1 «Просвещение и убеждение» предполагает направить усилия не убеждение людей в необходимости привить себя и близких.

В поддержку подхода были высказаны мнения:

— «Необходимо больше информации о вакцинации, достоинствах и недостатках разных вакцин»;

— «Просвещение не ведет к агрессии, отторжению»;

— «Больше важных знаний»;

— «Демократический подход»;

— «Больше информации, больше доверия».

Были обозначены и слабые стороны подхода:

— «Информация может быть преувеличена или ее может быть недостаточно»;

— «Избыток информации может вызвать отторжение»;

— «Всех невозможно просветить, убедить»;

— «Нет еще важной информации по исследованиям»;

— «Люди не доверяют просвещению»;

— «Очень важны формы просвещения, чтобы наоборот не вызвали негатива»;

— «Может быть много недостоверной информации».

Подход 2 «Принуждение и решительность» предполагает проведение  обязательной, срочной, всеобщей вакцинации.

Участники отметили сильные стороны стратегии:

— «Положительный опыт ряда зарубежных стран, например Китая»;

— «Если меня не подтолкнули бы, то так бы и тянула»;

— «Не будем терять время»;

— «У нас в стране есть большой опыт вакцинации и создания вакцин»;

— «Я привилась и перенесла заболевание от нового штамма в легкой форме»;

К отрицательным моментам были отнесены:

— «Эта стратегия ведет к отторжению и стрессам»;

— «Мы устали от принуждения»;

— «Уровень медицины недостаточен»;

— «Иногда вызывает сомнения компетентность врачей»;

— «У многих людей есть противопоказания, будут ли они учитываться?»;

— «Люди будут искать «лазейки», чтобы избежать принудительной вакцинации»;

— «Появится еще больше «липовых» сертификатов»;

— «Нет гарантий, что вакцинация не навредит здоровью»;

— «Нет доверия к информации и статистике в пользу вакцинации».

Подход 3 «Свобода и право выбора» предоставляет возможность людям взять на себя ответственность по вопросу вакцинации.

Сильными сторонами подхода были аргументы:

— «Человек чувствует себя более уверенным, если к его мнению прислушиваются»;

— «Будет больше доверия»;

— «Надо воспитывать ответственность за свое здоровье, жизнь и предъявлять претензии к себе»;

— «Будем больше искать информацию и интересоваться вопросом»;

— «Возможность высказаться и тем, кто против вакцинации и почему» и др.

К отрицательным моментам участники отнесли:

— «Многим людям все равно и они не будут заниматься этой проблемой»;

— «Людям часто сложно выбирать»;

— «У многих нет понимания, что это смертельная болезнь, люди относятся к проблеме легкомысленно».

Подводя итоги дискуссии участники обобщили:

— «Проблема очень актуальная, сложно решаема»;

— «Требует больших финансовых затрат»;

— «Для многих эта проблема стала прибыльным бизнесом»;

— «Нужно больше достоверной информации».

Подводя итоги семинара, участники говорили о путях профессионального совершенствования в сфере диалоговой педагогики.

Опорные школы по организации диалогового обсуждения значимых проблем получили сертификаты стажировочных площадок:

  • МБОУ «СОШ №1 г. Брянска»
  • МБОУ «Гимназия 1 п. Навля»
  • МАОУ г. Жуковки «Лицей №1 им.Д.С.Езерского»
  • МБОУ «Жуковская СОШ №2 им. Е.П. Новикова»
  • МАОУ «Дятьковская СОШ№5»
  • МАОУ «Речицкая СОШ» Почепского района
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №66» г.Брянска
  • МОУ «Брянский городской образовательный центр №59»
  • МБОУ «Гимназия №7 имени Героя РоссииС.В.Василева» г. Брянска
  • МБОУ «Гимназия №4» г. Брянска
  • МБОУ «СОШ №33 имени М.А. Титовой» г. Брянска
  • МБОУ «СОШ №34» г. Брянск

Невольно вспоминается первое занятие из этого цикла, которое проходило около трёх лет назад. На нём команда модераторов впервые знакомила аудиторию с теоретическими аспектами методики. Занятия по диалоговой педагогике в нашей области продолжаются, а вместе с ними современные методики и технологии организации внеурочной  образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательных программ прочно входят в реальность брянских школ.

 

О.Ю. Постникова,

учитель истории и обществоведческих дисциплин

 МАОУ Дятьковская СОШ № 5 Брянской области