Августовский семинар для учителей технологии

В рамках августовских мероприятий 29 августа 2022 года состоялся семинар для учителей технологии, руководителей методических объединений oбразовательных организаций Брянской области по теме «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя».  В рамках семинара для учителей предметной области «Технология» были рассмотрены актуальные вопросы организации и проведения современного урока в рамках введения обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО.

Организации образовательного учебного процесса было посвящено выступление

Коварды Е.И., методиста отдела тьюторского сопровождения ЦНППМ, по теме «Современные подходы к преподаванию учебного предмета «Технология» в условиях  реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя».

Содержание выступления:

  1. Особенности содержания учебного предмета «Технология» в контексте обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО.
  2. Особенности организации учебной деятельности на уроке технологии в соответствии с ФГОС ООО.
  3. Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках технологии.

Нашей стране требуется гражданин, умеющий сочетать теоретические знания с умением работать руками, создавать и совершенствовать материальные ценности, работать на высокотехнологическом оборудовании, умеющий проектировать свою собственную деятельность, действовать в команде и строить свою профессиональную карьеру.

Для полноценной реализации данной цели необходимо осуществление технологической подготовки обучающихся в процессе всей общеобразовательной подготовки. Цели технологического образования широкие. В самом общем виде цель технологического образования школьников – способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности.

Важнейшей целью системы школьного образования является подготовка обучающихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях современного постиндустриального общества.

Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт по учебному предмету «Технология»?

Обучающиеся должны:

  • овладеть трудовыми и технологическими компетенциями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда;
  • познакомиться с основными технологическими понятиями и характеристиками; с назначением и технологическими свойствами материалов; с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции; со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
  • выполнять трудовые операции и работы: рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках; применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ; выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ; конструировать, моделировать, изготавливать изделия; выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов; соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;
  • осуществлять доступными измерительными приборами и визуально контролировать качество изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;
  • использовать приобретенные компетенции для понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; формирования эстетической среды бытия; развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека; получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
  • изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования; контролировать качество выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов; оценивать затраты, необходимые для создания объекта или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.

Результаты изучения учебного предмета «Технология»

Одной из важнейших задач второй ступени пропедевтического технологического образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

На уроках технологии широко применяется проектный метод. Овладение ИКТ является наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, обучающиеся лучше узнают друг друга, обмениваются информацией. Учителя должны всячески стимулировать обучающихся к этой работе.

Интегрированный подход к обучению технологии предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке технологии при выполнении различных проектов необходимы знания, полученные на уроках биологии, физики, геометрии, истории, ИЗО и др. В результате такой деятельности приобретается опыт, необходимый и полезный в повседневной жизни.

Организация работы семинара для учителей технологии и руководителей МО, позволила обсудить методические вопросы учебного предмета в условиях современного образования, внедрения обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО, сформировать у педагогов общие методические подходы к проведению современного урока технологии в образовательных организациях Брянской области.

В работе семинара приняли активное участие учителя технологии, что способствовало обмену опытом работы и совершенствованию практических знаний.

 

Руководитель семинара

Е.И.Коварда