С 07 февраля 2022 по 18 февраля 2022 года на базе ЦНППМ прошли курсы повышения квалификации по теме:
«Наставничество как универсальная технология передачи опыта в условиях реализации ФГОС ОО»
Форма освоения: индивидуальный образовательный маршрут.
Целевая аудитория: тьюторы по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся.
Необходимость данной курсовой подготовки продиктовано временем. Возрастание социальной роли учителя сопровождается ростом требований к его профессионализму и личностным качествам. Не только молодым специалистам, но и педагогам, имеющим немалый стаж работы, приходится осваивать новые знания, умения, компетенции, что ярко проявилось в период пандемии COWID-19, когда школы были вынуждены в экстренном порядке перестраивать свою деятельность и не всегда успешно с этим справлялись. В ходе различных зарубежных и отечественных исследований были выявлены затруднения учителей в использовании информационно-коммуникационных технологий и современных гаджетов; организации онлайн-обучения; осуществления взаимодействия с учащимися в дистанционном режиме; управлении самостоятельной учебной работой и многие другие. Совокупность требований к профессионализму педагогических работников предъявляют федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и профессиональный стандарта педагога. Согласно этим документам, учитель должен быть компетентным в различных областях: обучении, воспитании, развитии учащихся; формировании образовательной среды; инновационной деятельности и пр. Однако практика показывает, что многие из них испытывают компетентностные дефициты, спектр которых весьма широк.
Выявление и преодоление данных дефицитов имеет для системы образования первостепенное значение в свете указа Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и задач национального проекта «Образование», оптимизированных на вхождение России в ТОП-10 стран мира по качеству образования.
Затруднения вызывает в том числе реализация такого направления, как формирование функциональной грамотности обучающихся в урочной, внеурочной деятельности и системе дополнительного образования.
При этом очевидно, что разные категории педагогов в условиях объективных изменений требований к содержанию и результатам профессиональной деятельности, определенной растерянности перед новым поколением, более оснащенным технически и технологически, нуждаются в персонифицированной методической и психологической помощи.
В связи с вышесказанным в ЦНППМ систему наставничества определяют как важный инструмент наращивания профессиональных компетенций педагогов.
Данное направление является одним из приоритетных и при планировании курсовой подготовки в ГАУ ДПО «БИПКРО».
По итогам реализации данной программы тьюторы не только успешно завершили обучение, пройдя входную, промежуточную и итоговую аттестации, но и получили рекомендации на решение задач организации наставничества как эффективного инструмента персонифицированного сопровождения учителей, оптимизированного на преодоление выявленных компетентностных дефицитов, проблем и затруднений учителей с учетом специфики учебного заведения. Рекомендации содержат не только научно-методический и теоретический материал, но и конкретные образцы мероприятий, диагностических методик, памяток. Кроме того, в рекомендациях приведен, казалось бы, избыточный список литературы. Однако это сделано умышленно, с расчетом на то, что руководители и педагоги смогут расширить круг необходимых им знаний, обратившись к соответствующим источникам.
Руководитель курсов, старший преподаватель ЦНППМПР Т.В. Ляшенко