21 декабря 2021г. на базе ГАУ ДПО «БИПКРО» состоялась региональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы специального образования и социализации обучающихся с ОВЗ».
Цель конференции -обобщить и представить возможные пути решения актуальных проблем обучения, воспитания, коррекции развития, психолого-педагогического сопровождения и социализации обучающихся с ОВЗ, возникающих в рамках специального образования.
Проблемное поле предложенный на обсуждение тем включало:
— теоретические и методологические подходы к проблеме коррекции отклоняющегося развития;
— организационные, содержательные и методические аспекты коррекционно-образовательной деятельности с обучающимися с ОВЗ;
— технологии, приемы, методы и средства коррекционно-образовательной, коррекционно-развивающей деятельности с обучающимися с ОВЗ.
— актуальные проблемы обучения, воспитания, развития, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ различных нозологических групп.
В работе конференции приняли участие
— ученые, разрабатывающие проблемы обучения, воспитания, коррекции развития, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ;
— специалисты, реализующие адаптированные основные общеобразовательные (образовательные) программы для обучающихся с ОВЗ различных нозологических групп;
— руководители образовательных организаций, реализующих АОП.
— педагогические команды, представляющие успешные практики комплексного сопровождения обучающихся с ОВЗ.
Все участники конференции подчеркивали, что обучающийся с ОВЗ может получить образование в разных организационных моделях (инклюзивное образование, интегрированное обучение, специальное образование). Но для определенной категории детей и подростков с ОВЗ только модель специального образования является гарантом полного раскрытия потенциальных возможностей обучающихся.
В ходе конференции выступающие коснулись проблем специального образования на всех возрастных этапах жизни ребёнка с ОВЗ ( от дошкольного образования до системы среднего профессионального образования). В частности, оживленный обмен мнениями вызвали проблемы формирования личностной компетентности обучающихся с ОВЗ, деятельности учителя-логопеда по управлению социализацией дошкольников с речевыми нарушениями, проблемы постановки диагноза дошкольнику с ОВЗ и подбора адаптированной образовательной программы, перехода с одного варианта АООП на другой, проблемы обучения детей, перенесших операцию по кохлеарной имплантации, проблемы обучения и социализации школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, расстройствами аутистического спектра, проблемы перехода обучающихся с нарушениями слуха и тяжелыми нарушениями речи на ФГОС ООО, проблемы обучения и социализации обучающихся с ОВЗ на этапе освоения профессии в системе среднего специального образования. Интерес у присутствовавших на конференции педагогических работников вызвали темы выступлений, связанные с формированием «жизненных компетенций» у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (формирование финансово-экономической грамотности, формирование трудовых навыков, обучение деловому письму, использование технологий проектной деятельности, организация дистанционного обучения, организация профориентационной работы, социализация детей-сирот, постинтернатное сопровождение детей-сирот). Также вниманию участников конференции были предложены выступления педагогических работников образовательных организаций, реализующих коррекционно-развивающую область (педагогов-психологов и логопедов, команд специалистов сопровождения). Так участники конференции познакомились с опытом работы по комплексному сопровождению обучающихся с РАС в условиях школы-интернат, проблемами коррекции познавательных процессов у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, особенностями логопедической работы с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения.
В работе региональной научно-практической конференции приняли участие 74 педагогических работника, у каждой образовательной организации ( ДОО, школы, школы-интерната Брянской обрасти, реализующих АООП для обучающихся с ОВЗ) была возможность дистанционного участия в работе конференции.
Участники конференции отметили, что обсуждаемые в ходе конференции проблемы обладают несомненной актуальностью для системы специального образования Брянской области. Материалы конференции демонстрируют богатый теоретический и практический опыт обучения, воспитания, социализации, коррекции нарушений развития детей- и подростков, накопленный педагогическими коллективами ДОО, школ и школ-интернатов, реализующих АООП для обучающихся с ОВЗ г. Брянска и Брянской области.