«Воспитательная деятельность в школе: новые ориентиры и успешные практики»
1 ноября 2022 года на базе МБОУ Мглинская СОШ №1 состоялся семинар для заместителей директоров по воспитательной работе, советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, классных руководителей, вожатых Мглинского района Брянской области. В работе семинара приняли участие и методисты отдела образования администрации Мглинского района.
Проведение семинара «Воспитательная деятельность в школе: новые ориентиры и успешные практики» было организовано кафедрой управления образованием ГАУ ДПО «БИПКРО» и методическим отделом администрации Мглинского района».
В ходе работы были рассмотрены вопросы:
- Организационно-методические и управленческие аспекты реализации программ воспитания в новых условиях.
- Воспитательная система школы: от теории к практике».
- Модуль «Урочная деятельность»: воспитательные аспекты в современном уроке.
- Мастер — класс «Уроки французского — уроки доброты».
- Модуль «Внеурочная деятельность» Мастер — класс «Чудеса в бутылочках».
- Модуль «Дополнительное образование». «Краеведение — основа воспитания патриотизма».
Старший преподаватель кафедры управления образованием ГАУ ДПО «БИПКРО» Левая Н.В. обратила внимание на то, что начиная с 2019 года на государственном уровне предприняты серьезные шаги, направленные на усиление системного подхода к процессу воспитания. Подробно остановилась на организационно — методических и управленческих аспектах реализации программ воспитания в связи с переходом на обновленные ФГОС .
Щигарцова Л.И., заместитель директора по ВР Мглинской СОШ №1, представила опыт работы школы «Воспитательная система школы: от теории к практике». Лариса Ивановна презентовала воспитательную систему школы с учетом корректировок, внесенных в рабочую программу воспитания на основании примерной рабочей программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию /протокол от 23 июня 2022г. В своем выступлении Лариса Ивановна подробно представила систему работы школы по модулям «Классное руководство», «Внеурочная деятельность», «Работа с родителями» и др. и отметила, что одним из приоритетных направлений в школе является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Традиционные духовно — нравственные ценности закладываются в первую очередь в семье, а модуль «Работа с родителями» предполагает активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс. Заместитель по воспитательной работе Щигарцова Л.И. отметила, что выстроенная в школе воспитательная система дает возможность каждому ребенку проявить себя.
Овчинникова Н. М., заместитель директора по УВР, остановилась на главных воспитательных аспектах современного урока и предложила рассмотреть воспитательные возможности учебных предметов на примере урока литературы.
Черников В.П., учитель русского языка и литературы, показал в ходе мастер-класса «Уроки французского — уроки доброты», как добиться глубокого воздействия литературы на нравственный облик учащихся, заставить их на уроках радоваться, грустить, размышлять, и спорить – воспитывать чувства, оттачивать разум, отстаивать свои убеждения, ценить добро, бороться со злом. Все участники семинара смогли увидеть, что литература – это могучее средство воспитания, а главная задача учителя литературы – воспитать человека высокой нравственности.
Мастер — класс «Чудеса в бутылочках» провела Колесникова Н..М., учитель технологи, руководитель кружка художественно-эстетической направленности. Она поделилась собственным практическим опытом проведения занятий по декорированию бутылки и показала, что декорирование повышает интерес детей к творчеству, развивает фантазию, успешно помогает развитию моторики рук, продемонстрировала разновидности выполнения работ декорирования декорированию бутылки с детьми.
Нахаёва В.К., руководитель краеведческого музея, руководитель краеведческого кружка «Мой край родной», отметила , что важное место во внеурочной деятельности занимает систематическая и целенаправленная краеведческая работа, формирующая у учащихся высокое патриотическое сознание, чувства верности своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Подробно представила интересую, глубоко содержательную работу школы по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей , рассказала о работе школьного краеведческого музея и краеведческого кружка, основных формах работы.тВалентина Константиновна отметила, что открытие музея было связанно с 90- летним юбилеем школы, который состоялся в 2009 году. Музей состоит из двух комнат: «История школы» и «Русская изба». На протяжении многих лет учителями и учащимися школы для музея был собран интересный материал, который имеет познавательную и воспитательную ценность для подрастающего поколения. В музее находится 10 экспозиций и более четырёхсот экспонатов… Используя материал музея, школьники пишут исследовательские и проектные работы. Музейные материалы и экспонаты используют при проведении школьных мероприятий, уроков, классных часов.
При подведении итогов все участники отметили высокий уровень организации семинара, профессиональный подход, а также интересный и содержательный практический опыт по выстраиванию воспитательной системы школы. Рассмотренные вопросы были актуальны и полезны. А система воспитательной работы Мглинской СОШ №1, включающая такое огромное разнообразие направлений, что каждый участник семинара может найти важный для себя опыт и интерпретировать его для своей школы.
Все участники семинара выразили слова благодарности организаторам семинара, пожелали здоровья, вдохновения, успехов в реализации инициатив и проектов.