Состояние | Значение |
Название: | Игнаткин Дмитрий Игоревич, учитель информатики МБОУ «Снежская гимназия» Брянского района. Компетентность учителя в области ИКТ – важнейшее условие реализации ФГОС |
Описание: | Тенденции современного общества характеризуются стремительным развитием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), используемых во многих областях деятельности человека, в том числе и педагогической. Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует от педагога умения работать с компьютером для решения широкого круга задач. Например, грамотное оформление текста при подготовке дидактического материала к уроку, работа с нормативными документами, составление эффективных мультимедийных презентаций, поиск информации, представление информации широкому кругу пользователей сети Интернет и т.д. Поэтому, учителя владеющие ИКТ и готовые к постоянному самосовершенствованию, становятся наиболее востребованными. Адекватно современным тенденциям развития информационного общества, возрастает значимость ИКТ-компетентности будущего учителя, осуществляющего свою профессиональную деятельность в образовательной среде. Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя. ИКТ-компетентность - личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности. Процесс формирования ИКТ - компетентности учителя должен носить развивающий характер. Компетентный учитель в области ИКТ должен вести поиск и отбор дополнительной информации с использованием ресурсов Интернет: дистанционное обучение, Оn-line тестирование, виртуальные экскурсии; применять различные компьютерные средства, представляя образовательную информацию; участвовать в различных on-line конференциях, с целью повышения своего профессионального уровня; создавать компьютерные тесты; создавать базы данных учебного назначения; применять мультимедийные разработки в образовательных и воспитательных целях; создавать учебные пособия в электронном виде; а также управлять учебным процессом с помощью различных электронных средств и компьютерных программ. Одним из основных положений нового Федерального государственного образовательного стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. Активное использование ИКТ, компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности, увеличивает возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации Стандарта. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе. Средства ИКТ открывают перед учителем широкие возможности. К примеру, использование мультимедиа проектора, интерактивных досок, электронных журналов, дневников. Немало важную роль занимает использование электронных учебников на уроках, а также внеклассных занятиях. Благодаря интерактивной подаче материала у обучающихся формируется творческий подход к обучению, ученик получает навык самостоятельной работы, повышается уровень восприятия материала, ученик в течение всего урока занимает активную позицию, при изучении любой темы. Очевидно, что способы использования ИКТ зависят и от изучаемого предмета, и от целей обучения, и от возрастных особенностей учащихся. Вместе с тем важно определить основные принципы, которыми могут руководствоваться школы, решая задачи информатизации образования. Эти принципы устанавливает Проект ЮНЕСКО по разработке структуры педагогической ИКТ-компетентности учителей (далее – Проект ICT-CFT, или Проект). Проект привлекает внимание к нескольким направлениям трансформации образования в условиях информатизации школы. Новые информационные и коммуникационные технологии помогают создавать небывалые по своим возможностям быстро развивающиеся образовательные среды, стирать границы между формальным и неформальным образованием, побуждают педагогов искать новые организационные формы и методы учебной работы, развивать у школьников способность учиться. В конечном счете информатизация образования требует переосмыслить навыки и компетенции, которые необходимы учащимся для того, чтобы стать активными гражданами и полноценными работниками в складывающемся сегодня обществе знаний. Информатизация образования ведет к изменению роли учителя, к появлению новых методов и организационных форм подготовки и повышения квалификации педагогов. Успешное использование ИКТ в учебном процессе зависит от способности педагогов по-новому организовать учебную среду, объединять новые информационные и педагогические технологии для того, чтобы проводить увлекательные занятия, поощрять учебную кооперацию и сотрудничество школьников. Это требует от учителя ряда новых умений по управлению работой класса. Умения, которыми должен обладать такой учитель в будущем, должны включать в себя способность разрабатывать новые пути использования ИКТ для обогащения учебной среды, развития ИКТ-грамотности учащихся, освоения ими знаний и способности производить новые знания. Профессиональное развитие учителей становится ключевым элементом совершенствования образовательной системы. Однако профессиональная переподготовка оказывает свое влияние только тогда, когда она направлена на конкретные изменения в работе учителей. В настоящее время на сайте Министерства образования и науки РФ опубликован проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога. Одним из приложений к данному документу является расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности. Например, в составе общепользовательского ИКТ- компонента вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе, соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ, видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе, клавиатурный ввод, аудиовидиотекстовая коммуникация, навыки поиска в Интернете и базах данных и др. Общепедагогический ИКТ- компонент включает планирование, анализ и организацию образовательного процесса, составление портфолио учащихся и учителя, дистанционное консультирование учащихся, организацию и проведение групповой деятельности в телекоммуникационной среде, визуальную коммуникацию, организацию мониторинга учащимися своего состояния здоровья и др. Предметно-педагогический ИКТ- компонент включает постановку и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета, получение массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств (датчиков) разметки видеоизображений, последующих замеров и накопления экспериментальных данных, обработку числовых данных с помощью инструментов компьютерной статистики и визуализации, поддержку учителем реализации всех элементов предметно-педагогического компонента предмета в работе учащихся и др. На опыте нашей школы могу отметить, что педагоги владеющие ИКТ легко вовлекают детей в работу на уроке. Так как появляется возможность визуализировать, т.е. "оживить" материал, показать те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, совместить процедуру контроля и тренинга, а самое главное повысить интерес ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшить качество образования, активизировать творческий потенциал ученика и учителя. |
Имя файла: | Игнаткин Д.И..pdf |
Размер файла: | 418.13 Кбайт |
Тип файла: | pdf (Тип Mime: application/pdf) |
Добавил: | admin |
Добавлено: | 06/17/2014 00:00 |
Просматривают: | Все |
Курируется: | admin |
Скачиваний: | 2435 Скачиваний |
Последнее обновление: | 03/17/2017 16:00 |
Домашняя страница: | |
Контрольная сумма CRC: | |
Контрольная сумма MD5: |