Методика организации словарной работы на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

30 сентября 2025года на базе МБОУ-СОШ №9 г.Клинцы им.Г.А. Карлова был проведен методический семинар «Методика организации словарной работы на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе» для учителей начальных классов. В семинаре приняли участие 50 педагогов НОО из разных муниципалитетов Брянской области.

Целью семинара являлось повышение уровня профессиональных компетенций учителей начальных классов в области методики организации словарной работы на уроках русского языка и литературного чтения. Участники получили знания и практические рекомендации по следующим направлениям:

  • формирование у обучающихся устойчивых навыков грамотного письма;
  • развитие культуры устной и письменной речи учащихся;
  • повышение мотивации к изучению русского языка и литературного чтения;
  • освоение современных образовательных технологий, направленных на эффективное обучение младших школьников.

Семинар оказался весьма полезным и содержательным событием для всех участников. Тема методики организации словарной работы на уроках русского языка и литературного чтения оказалась актуальной и востребованной среди педагогов начальной школы. Организация мероприятия была на высоком уровне, что позволило эффективно распределить время и создать благоприятную атмосферу для продуктивного взаимодействия.

Особое внимание заслуживает проведение открытых уроков по литературному чтению и русскому языку, проведенных учителями МБОУ –СОШ №9 г.Клинцы. Учебные занятия продемонстрировали разнообразие подходов и методов, используемых учителями для повышения эффективности усвоения материала учащимися. Примечательно было увидеть, как учителя применяют интерактивные формы работы, вовлекающие детей в процесс активного изучения лексики.

Открытые уроки по литературному чтению, которые проводили Мищенко Жанна Александровна и  Беляцкая Галина Вячеславна показали, насколько важно создание эмоционально насыщенной среды, способствующей лучшему восприятию текста детьми. Использование иллюстраций, музыкальных фрагментов и театрализованных сцен помогало детям глубже погружаться в содержание произведения и развивать умение анализировать прочитанное.

Уроки по русскому языку отличался четкостью структуры и продуманностью заданий. Васюкова Елена Владимировна и Куст Наталья Николаевна успешно применяли игровые элементы, проблемные ситуации, позволяющие ученикам запоминать новые слова и правильно употреблять их в речи. Это особенно ценно, учитывая возраст учеников, которым необходима постоянная мотивация и заинтересованность в учебном процессе.

Интерактивный мастер-класс, проведённый Васюковой Еленой Владимировной, стал настоящим открытием для многих участников. Она поделилась уникальными приёмами словарной работы, позволяющими сделать занятия интересными и увлекательными для младших школьников. Среди предложенных методик были игры на развитие памяти, ассоциации и визуализация слов, что способствует развитию творческих способностей учащихся.

Мастер-класс проходил в активной форме, участники имели возможность попробовать предлагаемые методы на практике, обсудить возникающие трудности и поделиться своими собственными находками. Такой подход позволил каждому участнику семинара почувствовать себя частью педагогического сообщества, обменяться опытом и обогатить свою практику новыми эффективными инструментами.

Представленный опыт работы Беляевой Оксаны Александровны также вызвал большой интерес у аудитории. Её доклад «Принципы организации словарной работы на уроках литературного чтения» подчеркнул важность систематического подхода к обучению работе со словом. Были рассмотрены принципы отбора словарного материала, этапы введения новых понятий и способы закрепления полученных знаний.

Опыт, накопленный Оксаной Александровной, является ценным ресурсом для коллег, поскольку позволяет оптимизировать учебный процесс и повысить качество подготовки младших школьников. Особенно полезно было ознакомиться с примерами практических заданий, направленных на формирование у детей устойчивого интереса к слову и литературе.

Подводя итог, Мураль Ирина Павловна, заведующий центром дошкольного и начального образования ГАУ ДПО «БИПКРО» отметила, что ценность мероприятия заключается в возможности профессионального роста, обмена опытом и освоения современных педагогических технологий. Такие мероприятия способствуют повышению качества образования и помогают педагогам совершенствовать своё мастерство.

Таким образом, методический семинар выполнил поставленные перед ним цели и оправдал ожидания участников. Он станет хорошим стимулом для дальнейшего развития профессиональной компетенции и внедрения инновационных подходов в образовательный процесс.

Участники семинара отметили высокий уровень профессионализма педагогов и организаторов, актуальность и значимость рассмотренных вопросов и выразили искреннюю признательность и глубокую благодарность организаторам события — сотрудникам ГАУ ДПО «БИПКРО», а также директору МБОУ-СОШ №9 г.Клинцы- Бурнос Жанне Александровне, заместителям директора Васюковой Елене Владимировне и Криштоп Елене Викторовне за отличную организацию мероприятия и творческое отношение к делу.

Хочется пожелать всем участникам семинара дальнейших успехов в профессиональной деятельности, творческого вдохновения и реализации новых проектов!