Персональный сайт Ирины Кореньковой

Педагогическая деятельность

PDFПечатьE-mail

Педагогическая концепция учителя истории и обществознания               Кореньковой Ирины Анатольевны

«Методические условия формирование гражданственности на уроках исторического и обществоведческого цикла»

Пусть нам хватит сил изменить то, что мы можем изменить;
пусть нам хватит терпения принять то, что мы не можем изменить;
и пусть у нас будет достаточно мудрости, чтобы отличить одно от другого.

Актуализация проблемы

Жизнь в современном обществе очень стремительна. Не прошло и 20-ти лет, а жизнь изменилась до неузнаваемости. Нет государства, в котором мы выросли и которым так гордились, нет общества, которое нас воспитывало и не плохо воспитало. Еще пять лет назад я на уроках обществознания  могла говорить, что рухнуло государство, а система образования сохранилась, и сохранилась во многом благодаря своему консерватизму. Я свято верила, что советская система образования действительно хороша, ведь мы даем столько знаний… Действительно, знаний мы даем много, только зачем они, эти знания, если, как использовать их и как их применить на практике, мы не учим. Вот и получается, что акцент на знания, а не на умения провоцирует ситуацию неопределенности, при которой знания устаревают быстрее, чем человек сможет их применить в жизни. Значит, знания в чистом виде сегодня неактуальны и необходимо переключиться на применение знаний.  Прошло уже столько лет, изменилось общество, изменилось государство, вот только система образования очень долго оставалась неизменной, и мы продолжали готовить в школе «советских людей». Выпускники школ отдают предпочтение приспособлению и бездумному следованию нормам (не всегда законным и правовым), а не самостоятельности, активности и конструктивной независимости.  Отсюда и недостаточный уровень демократической культуры, правосознания граждан, пренебрежение к правам и свободам человека, неуважительное отношение к закону и государству.  Удивительно, что изучение права не является обязательным предметом  в современной российской школе; а по курсу «Обществознание» недостаточно времени уделяется правовым аспектам (при фактически полном отсутствии практической направленности). Правда, имеется еще курс «Граждановедение», который призван решать как образовательные задачи, так и воспитательные, но, к сожалению, он ограничен всего тремя годами изучения. Но откуда же тогда будут правовые знания у российских граждан? Трудно обвинять в этом учителей, ведь фактически сегодня нет социального заказа на образование (если быть более точным, то есть общественный заказ на исполнительность, а не на гражданские качества). Те изменения, которые происходят сегодня, происходят снизу и идут очень медленно и во многом зависят от уровня подготовленности учителя и желания учителя работать по-новому (заработная плата учителя не является сегодня хорошим стимулом для изменения системы работы, а значит, учителя работают на голом энтузиазме). К сожалению, невелико число преподавателей, способных не только передать знания о правах и свободах, демократических и гражданских ценностях, но и создать обстановку, способствующую свободной дискуссии, на личном примере показать открытость и терпимость к противоположному мнению. Но ведь нам так хочется, чтобы Россия стала великой страной и заняла ведущее место среди демократических государств.

В настоящее время в России на государственном уровне признано, что гражданско-правовое образование и воспитание подрастающего поколения выступает необходимым условием построения в стране гражданского общества и правового государства. Проблему построения развитого гражданского общества назвал в качестве приоритетной и Президент РФ В.В.Путин в своих ежегодных посланиях:

«Россия должна быть и будет страной с развитым гражданским обществом и устойчивой демократией. В ней в полной мере будут обеспечены права человека, гражданские и политические свободы… Основой для достижения этих целей полагаю консолидацию общественных сил, незыблемость Конституции Российской Федерации и гарантированных прав и свобод граждан». Первоочередными национальными приоритетами являются «развитие личности», «зрелая демократия и развитое гражданское общество».

Как научить школьников быть настоящими гражданами своего отечества, что понимать под гражданским образованием, как  учить гражданственности? Эти вопросы и многие другие стоят сегодня перед российскими учителями. Сегодня необходимо подготовить гражданина к жизни в быстро меняющемся обществе, в условиях нестабильности и изменений (следует учить не готовым правилам и матрицам, а общим подходам, умениям, в том числе и тому, что следует учиться на своих ошибках).

Цель гражданского образования – формирование на основе ценностей демократии, правовой и политической культуры общественно-активной, социально-компетентной, наделенной гражданским самосознанием личности;  развитие условий становления информированного и активного гражданского общества. Гражданское образование направлено также на развитие уважения к правам человека и культурному многообразию, оно является важным условием защиты, поддержки и развития демократических достижений, формирования гражданской компетенции, включающей:

· компетентность в области общественно-политической деятельности: реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина …

· морально-нравственная компетентность: совокупность морально-этических знаний и умений определять и оценивать свое поведение, опираясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям …

· коммуникативная компетентность (осуществление взаимодействия с другими людьми при решении социальных проблем);

· компетентность в учебно-познавательной деятельности (навык самостоятельного поиска и получения информации из различных источников, анализа ее и критического переосмысления, выражения аргументированной точки зрения …);

Реализация гражданского образования должна содействовать формированию демократической гражданственности в современном российском обществе и закреплению в содержании образования таких ценностей, как права человека и свободы человека, мир, демократическое участие в жизни общества, уважение к истории, ответственность, толерантность, отказ от насилия и международный диалог.

Содержание

Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

Для системы гражданского воспитания наиболее сенситивным  является подростковый возраст, так как это пора самоутверждения, активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов, все большей ориентации на внутреннее регулирование поведения, самооценку. Необходимость усиления внимания со стороны взрослых к проблеме развития гражданственности у подростков обусловлена еще и тем, что стремление к самостоятельности, неудовлетворенность пассивным положением опекаемого еще не подкрепляется у подростков собственными, окончательно сложившимися, устойчивыми социальными мотивами поведения, интересами, достаточным жизненным опытом, верным пониманием соотношения свободы и ответственности личности. Попробуем установить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность».

Конечно, гражданственность ? это сложнейшее личностное образование, основными элементами которого являются гармонически сочетающиеся патриотические, интернациональные чувства, нравственная и правовая культура, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государству.

Следует отметить, что качеств, сформированность которых определяет степень приближения личности к идеалу гражданина, достаточно много, поэтому целесообразно классифицировать их в соответствии с тремя основными признаками, такими, как нравственный, правовой и социально-политический. К первому относятся гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность. Ко второму ? правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода. К третьему ? гражданское достоинство, гражданская активность, политическая культура, патриотизм и интернационализм.

Компоненты нравственного признака характеризуются тем, что основываются на принципах морали и придают действиям личности моральную окраску. Правовой признак гражданственности выражается в сознательном и активном выполнении гражданских обязанностей и гражданского долга перед государством, обществом, разумном использовании своих гражданских прав, точном соблюдении правовых установлений и законов. Социально-политический признак гражданственности прослеживается через комплекс чувств, взглядов, идей, убеждений, принципов, отношений, поступков, формирование которых обусловлено воздействием общественно-политического строя государства. Все они в совокупности проявляются в готовности выполнять существующие в обществе нормы и правила посредством различных форм повседневной деятельности.

Вышеуказанные признаки гражданственности следует рассматривать в органическом единстве, что обусловливает и структуру понятия «гражданственность» как целостного интегративного качества, представляющего в определенной мере систему, состоящую из множества компонентов, признаков, с отношениями и зависимостями между ними.

Целостность в этом случае является общим свойством системы, которое и позволяет рассматривать гражданственность как самостоятельное качество личности.

Чтобы управлять процессом формирования гражданственности, надо иметь возможность отслеживать продвижение школьников в их развитии. Это требует создания соответствующих диагностических программ. В зависимости от степени сформированности гражданских качеств, принятия и реализации поведенческого решения, соотношения внешних влияний и внутренней саморегуляции определяют уровни гражданской воспитанности.

Высокий уровень гражданственности подростка проявляется в устойчивом положительном  опыте гражданского поведения, самоорганизации и саморегуляции наряду с активной гражданской позицией. Для него характерно единство сознания и поведения. Такой ребенок хорошо знает свои права, обязанности, нормы поведения в школе, дома, на улице, проявляет инициативу и самостоятельность в выполнении порученного дела. Он хорошо учится, порученные дела выполняет с желанием, проявляя активность и творчество, гуманность к людям, животным, встает на защиту тех, кто в ней нуждается.

Средний уровень гражданственности характеризуют устойчивое положительное поведение, способность к саморегуляции, хотя активная гражданская позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей проявляется не всегда. Подростки этой группы знают свои права и обязанности, правила поведения и соблюдают их, правдивы, верны своему слову, признаются в своих поступках, но не требуют честности и правдивости от других. Они хорошо учатся, участвуют в творческой деятельности, организуемой в школе, но инициативу не проявляют, так как активная общественная позиция у них еще не вполне сформирована.

Низкий уровень гражданственности характеризуется слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта гражданского поведения. У учащихся с таким уровнем наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, саморегуляция и самоорганизация ситуативны. Такие подростки слабо знают нормы морали и права, учатся не в полную меру сил, к труду относятся равнодушно, не проявляя инициативы. Работают только при наличии требования и контроля со стороны взрослых, в делах коллектива участвуют неохотно.

Четвертую группу подростков характеризуют гражданская невоспитанность, пренебрежительное отношение к нормам морали и права, отрицательный опыт поведения, отсутствие единства слова и дела, неразвитость саморегуляции и самоорганизации. У них складывается искаженное представление о чести, достоинстве, честности, героизме, долге и ответственности, коллективизме, товариществе.

Ведущими показателями сформированности гражданственности у школьников являются когнитивный, мотивационный и поведенческий критерии. Когнитивно-познавательный критерий является важнейшей характеристикой познавательной сферы развития ребенка и представляет собой систему усвоенных личностью знаний о сущности гражданственности. Мотивационно-ориентировочный критерий характеризует направленность отношений человека к обществу, к самому себе. Поведенческий критерий определяет реальное поведение индивида, его умение соблюдать нравственные, правовые нормы, выполнять социально-нравственные обязанности в соответствии со своей гражданской позицией. В своем развитии все три критерия гражданственности тесно связаны между собой, поскольку в характеристике данного личностного образования они рассматриваются как единое целое, позволяющее всесторонне оценивать результаты воспитания.

Важное место в жизни подростка занимает школа, которая как сложный социальный организм отражает характер, проблемы, противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности. Этот потенциал школы может быть реализован лишь при соответствующих условиях, которые позволяют наиболее результативно формировать гражданственность подростков. Среди множества условий одно из важнейших ? умение педагогов управлять процессом воспитания юных граждан дифференцированно на диагностической основе с учетом их индивидуально-возрастных особенностей.

В своей педагогической практике я опираюсь на диагностическую программу изучения уровней сформированности гражданственности у подростков, разработанную А.В. Аникеевым и предлагаю ее в качестве приложения (Приложение 1).

Под гражданским образованием сегодня понимаются различные направления работы школы, направленные на формирование гражданских качеств и выработку гражданской позиции у подрастающего поколения. Добиться становления гражданственности можно через:

- развитие демократических гражданских качеств,

- выработку осознанной гражданской позиции,

- сохранение баланса свободной личной инициативы и ответственности перед обществом,

- стремление к активным действиям по решению существующих проблем.

Следовательно, среди основных элементов демократической гражданственности можно выделить ряд основных: знания, качества, позиция, ценности, действия.

Формы и методы

В педагогической науке существует множество классификаций методов обучения. Условно все методы (в зависимости от роли обучающегося в процессе обучения) можно разделить на пассивные, активные и интерактивные. Средние общие данные по использованию различных методов преподавания граждановедческих дисциплин в России (2010 год): пассивные – 42,33%; активные ? 38,45%; интерактивные ? 19,22%. Если учесть, что интерактивные методы являются подвидом активных, то предпочтение российские учителя отдают активным методам. Рассмотрим более подробно:

1. Пассивные (репродуктивные) методы

Учащийся выступает в роли «объекта» обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему педагогом – источником правильных знаний. Например: лекция-монолог (однонаправленная передача информации от учителя к ученику), чтение, демонстрация, опрос (однонаправленное воспроизводство информации учеником для учителя).

Эти методы имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Например, за короткий промежуток времени можно охватить большой объем информации, а если учесть, что количество часов истории и общественных дисциплин все время сокращают, но при этом программы остаются неизменными, это не так уж и плохо. Правда, процент усвоения знаний на таких уроках, как правило, невысок, всего 15?20 % , зато легко прогнозировать результат, а значит, после таких уроков смело можно проводить срез знаний. И опять же пресловутая накопляемость оценок, которую так требуют от нас администраторы школы.  Дети учителя послушали, тест по теме написали и колонка оценок в журнале. Никаких сомнений в правильности утверждений преподавателя! Замечательно! Вот только одна беда ? неинтересно детям так учиться. Да и опять же на практике эти знания не применишь. Хотя, все мы понимаем, что хорошо спланированная и удачно проведенная лекция может оставить незабываемое впечатление. «Эффективный лектор сочетает мастерство ученого, писателя, режиссера, артиста, шоумена и учителя» (Вилберт Дж. МакКичи). Если над лекцией поработать (использовать визуальный контакт с учащимися, продумать подведение итогов и упражнение на закрепление, установить обратную связь) не такой уж пассивный метод обучения получится.

2. Активные (творческие) методы

Обучающийся является «субъектом» обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы: творческие задания (часто домашние), вопросы от ученика к учителю и от учителя к ученику, развивающие творческое мышление. Творческие задания требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько «правильных» ответов. Примерами творческих заданий могут служить: написание письма губернатору или иска в суд по определенной проблеме, подготовка доклада, реферата, эссе, решение проблемы, обсуждение дискуссионного вопроса …

В 60-е годы ХХ в. в Японии существовала очень интересная система обучения. Учитель приходил на урок и записывал на доске тему и проблемное задание. Учащиеся задают учителю вопросы, связанные с темой урока. Учитель подробно отвечает на вопросы, а ученики фиксируют ответы учителя. На основании своих записей они составляют рассказ по теме урока и предлагают его учителю. Если в рассказе есть ошибки и неточности, то, учитель вместе с учениками исправляют их и дополняют рассказ. Далее, на основании этого рассказа учащиеся отвечают на проблемный вопрос. Так изучается новая тема. Ученик на уроке лишен учебника, но дома он имеет возможность прочитать не только тему урока, но и дополнительный материал по заданной теме. Посмотрите, сколько навыков получает ученик за урок: систематизация знаний, логическое мышление, умение выделить главное, умение соотнести  и составить вместе отдельные части, умение правильно и четко формулировать вопрос. И, скорее всего, знания, полученные таким путем, привлекут внимание учащихся, и они будут искать дополнительный материал дома. Работая в школе, я пробовала работать по этой системе. Она подходит для сильных, заинтересованных учеников, стремящихся научиться получать знания, но проблемы возникли со слабыми учениками. Они чаще всего оказывались неохваченными работой в классе и показывали в итоге низкий уровень знаний. Появление классов перспективного обучения несколько решило эту проблему, но систематически сокращается количество  часов на изучение истории и общественных дисциплин, и позволить себе подобную систему вряд ли смогут российские учителя. Хотя, на мой взгляд, она могла бы дать хороший результат.

К активным методам, безусловно, относится практическая работа учащихся. 75% знаний усваивается учащимися, если они добыты практическими действиями. Уроки-практикумы запоминаются и усваиваются лучше других уроков, да и использовать знания, полученные на таких уроках учащимся намного проще, ведь они добыты собственным путем. В качестве примера такого урока я предлагаю разработку урока-практикума по истории Древнего Китая (смотрите Приложение 2).

Данный урок наглядно демонстрирует формирование гражданской компетентности в учебно-познавательной деятельности, а также морально-нравственной компетентности.

Активные методы требует самого широкого использования самостоятельных форм работы учащихся.

Одной из таких форм организации урока, при которой школьники самостоятельно изучают материал по различным источникам знаний, выполняют нестандартные задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой самостоятельной деятельности под руководством учителя является семинар. Семинары дают возможность учащимся активно использовать информацию, полученную по различным каналам. В спорах и дискуссиях учащиеся углубляют, систематизируют и закрепляют свои знания, получая ценные навыки самостоятельной работы, самостоятельное мышление.

Одним из условий организации самостоятельной работы является необходимость включения каждого ученика в процесс работы, а также постоянный переход от менее сложных к более сложным заданиям.

В качестве примера урок: "Реализация основополагающих принципов международного права в Конституции Российской Федерации".

(смотрите Приложение 3)

Данный урок  формирует гражданскую компетентность в учебно-познавательной деятельности, а также компетентность в области общественно-политической деятельности.

3. Интерактивные методы

Сразу следует сказать, что интерактивные методы это подвид активных методов, но их принято выделять в отдельную категорию, чтобы подчеркнуть их особую роль в гражданском и правовом образовании. Интерактивные методы ? это методы, позволяющие учащимся взаимодействовать между собой, т.е. обучение, основанное на взаимодействии. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении. Признание творческой природы личности каждого ребенка, наличия в нем внутренней активности приводит к отказу от усвоения определенного объема соответствующих знаний как главной цели образовательного процесса. Главная цель – целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии.

В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности. Например, работа в группах связанная с самостоятельным исследованием какой-либо проблемы, ролевые и деловые игры, дебаты, проектная деятельность, обсуждение альтернативных решений, моделирование …

На уроке "Конституционные принципы Российской Федерации" ставится вопрос – не противоречит ли принцип "верховенства закона" принципу "верховенства права"? Ребята разбиваются на группы, каждая из которых пытается найти свой вариант ответа. В ходе обмена мнениями вырисовывается реальная ситуация, которая приводит к выводу, что без наличия определенных рамок, регулирующих общественные отношения, обеспечить права человека невозможно. Особенность инновационных технологий  заключается в том, что в этом случае главным действующим лицом на уроке становится ученик. Учитель же организует и стимулирует учебный процесс.

На этом уроке, на ряду с компетентностью в учебно-познавательной деятельности, формируется также коммуникативная компетентность.

Для меня очень важно, чтобы учащиеся чувствовали мою открытость для общения с ними, мою веру в способность каждого из них, мое доверие, мое умение поставить себя на место каждого из учеников. Без подобного взаимопонимания вряд ли можно надеяться на эффективное взаимодействие со своими учениками во время занятий и вне школы.

Мне очень нравится, когда дети получают знания через эмоционально-чувственную сферу и при этом активно формируются ценности гражданина демократического общества. Дети, не только учатся добывать знания, но и усваивают эти знания через призму нравственных ценностей. Я бы хотела предложить вашему вниманию урок «Добро и зло». Идея этого урока была заимствована у американских коллег, во время поездки в США (смотрите Приложение 4).

Если вспомнить о цели гражданского образования, то на таких уроках и формируется морально-нравственная компетентность.

Одним из видов интерактивных технологий сегодня является моделирование и, как вариант, составление группового проекта. Проект – это буквально "брошенный вперед", т.е. прообраз какого-либо объекта.

При обучении общественным дисциплинам мы чаще всего используем такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские и творческие. Вид в первую очередь зависит от темы. Темы проектов должны быть значительными, интересными и выходить за рамки учебника. Например:  "Международная конвенция о правах ребенка", "Примерный устав общеобразовательной школы", "Организация предвыборной компании и выборы губернатора".

Но иногда на своих уроках я использую проектную деятельность как фрагмент урока. Например: ученики составляют портрет по заданной установке, как это было на уроке «Красота» (смотрите Приложение 5).

На данном уроке формируется морально-нравственная компетентность, коммуникативная компетентность, а также учебно-познавательная компетентность.

Замечательно, когда учитель на уроке может  использовать компьютер. Это очень облегчает труд учителя, с одной стороны, а с другой стороны – столько наглядности! Здесь тебе и музыка, и картины, и видео, и любые проблемные задания. Только не всегда, к сожалению, мы имеем доступ к компьютерам, поэтому уроки с компьютерными презентациями проходят, как правило, 2?3 раза в год и то в качестве открытых уроков. Поэтому учитель – предметник на таком уроке чувствует себя, как правило, не очень уверенно.

Получается, что я все больше пишу об уроках граждановедения, права, обществознания, но ведь предмет «история» ? один из ведущих предметов школьной программы, значение, которого в воспитании будущего гражданина и гражданских качеств его личности трудно переоценить. Еще Н.М. Карамзин рассматривал историю как важнейшее средство воспитания гражданственности. Обращение к истории позволяет реализовать исторический подход к изучению базовых понятий гражданского образования, в частности: власть, общество, государство, права человека и др.

Одно из направлений моей работы  создание «банка видеоматериалов» нравственно-этической тематики. В качестве примера мне хочется привести урок «Рыцарство» с использованием интерактивных методик и компьютерных технологий (смотрите Приложение 6,7).

На данном уроке формируется морально-нравственная компетентность, коммуникативная компетентность, а также учебно-познавательная компетентность.

Результативность

Говоря о результативности гражданского обучения по общественным дисциплинам, еще раз хочется отметить, что интерактивная деятельность на уроках предполагает развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад в процесс, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

На мой взгляд, интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установления эмоциональных контактов между учащимися;

- решает информационную задачу, обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность;

- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

- способствует успешному решению воспитательных задач, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению;

- учит добиваться поставленной цели, отстаивать собственную точку зрения.

Как один из главных показателей в данном направлении – создание класса детей с ограниченными возможностями. Вопрос о создании такого класса подняли учителя, работающие с детьми-надомниками. Они первыми заметили, что эти дети совсем лишены общения со сверстниками, и они первыми стали бить тревогу. К ним присоединились родители детей – надомников, администрация школы, учителя и ученики. Общими усилиями добились открытия такого класса. Нашли помещение. Школьники провели благотворительный концерт, средства от которого пошли на ремонт кабинета для этого класса. Денег получилось недостаточно, но заинтересованность ребят была очевидна. Уже третий год я работаю в этом классе. Не могу сказать, что это легко, особенно тяжело было в первый год. Дети с опаской посматривали на учителя, и друг на друга и первые несколько месяцев на уроках говорил только учитель. Теперь эти дети научились уважать друг друга, помогать друг другу, дружить, теперь они участвуют во всероссийских конкурсах  и мы, учителя школы очень любим этих детей и очень гордимся их достижениями.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключения внимания, смене форм деятельности, что само по себе немаловажно в наше время.

О правильности вышесказанного говорит то, что учащиеся тех классов, в которых больше всего применялось интерактивное обучение (классы «а» и «в»), по предметам исторического и обществоведческого цикла получили итоговые оценки « хорошо» и «отлично» и дали высокий процент качественной успеваемости по сравнению с другими классами.

Диаграмма качества знаний по обществознанию

Диаграмма качества знаний по истории России

Заключение

Подводя итоги этой методической работы, хочется еще раз отметить, что успешное усвоение учащимися содержания учебного материала по историческим и обществоведческим дисциплинам, во многом зависит от умелой организации процесса обучения. Важно также учитывать интересы и потребности обучающихся в области гражданско-правовых знаний, ценностные ориентации, выявлять расхождение между житейскими представлениями о гражданско-правовых явлениях и их законном обосновании. Заранее обнаруженные противоречия могут использоваться при составлении учебно-познавательных заданий или создание на уроках проблемных ситуаций (смотрите Приложения).

В процессе активного и интерактивного обучения целесообразно привлекать фрагменты исторических документов, произведений представителей политической мысли, международных, отечественных и зарубежных документов (Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека, законов и других нормативных актов).

Адаптация технологии интерактивного обучения, в процессе преподавания общественных дисциплин позволяет решить очень важные педагогические задачи, например, помочь учащимся:

- приобрести целостные знания и самостоятельно пополнять их;

- ориентироваться в окружающей действительности;

- осуществлять осознанный выбор в жизненных ситуациях;

- содействовать в стремлении и самосовершенствованию.

Полезные ссылки

partnerpartnerpartnerpartner partner

Счетчик посещений


mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня8
mod_vvisit_counterВчера0
mod_vvisit_counterЗа неделю8
mod_vvisit_counterПрошлая неделя0
mod_vvisit_counterЗа месяц8
mod_vvisit_counterПрошл. месяц0
mod_vvisit_counterВсего44516

Online: 8
Ваш IP: 192.168.10.20
MOZILLA 5.0,
Дата: 2024-04-20 07:35

Статистика

  • Пользователи : 1433
  • Статьи : 53
  • Ссылки : 6
  • Просмотры материалов : 22971