М. К. Тенешева, Н. К. Рерих и Храм Святого Духа…

PDFПечатьE-mail

Business face

М. К. Тенешева, Н. К. Рерих и Храм Святого Духа…

Если произойдет воскресение духа, если сознание освободится от призраков прошлого и устремится к построению Нового Мира, на основе нового понимания сотрудничества и знания, то планета может уцелеть.

Е.И. Рерих // Письма в Европу. Т. II. 16 июля 1935 г.

Слайд 4 Очень часто стык эпох, стык поколений
порождает огромное количество талантов. Неслучайно начало ХХ века называют «Серебряным веком русской культуры». Одним из таких талантов и был Николой Константинович Рерих. Его дружба и плодотворное сотрудничество с княгиней Марией Клавдиевной
Тенешевой дали замечательные результаты,
которыми мы не перестаем восхищаться до сегодняшнего дня. Храм Святого духа был построен по инициативе княгини Тенешевой, в ее имении Талашкино, на хуторе Фленово Смоленской губернии.
Здесь никогда не бывает многолюдно (исключение составляют экскурсионные группы) и несказанно
прекрасна природа. И кажется, в истории небольшого обветшавшего храма, затерявшегося среди смоленских лесов, как в зеркале, отразилась судьба России.
Слайд 5 Имение Тенишевой Талашкино стало на рубеже ХIХ-ХХ вв. местом возрождения русского народного искусства. Рерих и Тенишева сошлись во вкусах, в интересе не только к славянской, но и древнерусской и индийской старине.
Слайд 6 Первоначально Храм должен был быть построен во имя Преображения Господня. «Смоленский вестник» от 12 сентября 1900 года по этому поводу сообщал: «В четверг, 7 сентября, в имении Талашкине, в 15 верстах от Смоленска, совершена была закладка новой церкви во имя Преображения Господня. Церковь сооружается владелицей имения кн. М.К.Тенишевой
преимущественно для нужд местной сельскохозяйственной школы. Церковь строится
по личным указаниям владелицы в строго древнерусском стиле, будет богато расписана и разукрашена мозаикой, майоликой и обещает быть выдающимся в художественном отношении сооружением» [1].
К 1905 году строительство Храма было почти завершено.
Тенишева отходит от канонов современной церковной
архитектуры. Она пытается соединить образы русской старины, впечатления,
вынесенные из своих путешествий по Русскому Северу, с силуэтами местной
природы. «Даже далекие пути. Даже храмы Айанты и Лхасы» угадываются здесь, напишет потом Рерих. «На высокой красивой горе, покрытой соснами, елями и
липами, с необозримым кругозором», был воздвигнут храм, напоминающий одновременно древнюю пирамиду, русский шатер и буддийскую пагоду».
Церковь должна была стать усыпальницей Тенишевых. Но храм никогда не жил той жизнью, о которой мечтали его создатели..
Расписать Храм в 1908 году княгиня предложила
своему близкому другу Н.К.Рериху. Тогда же пришло решение посвятить Храм Святому Духу. Николай Константинович вспоминал: «Мы решили назвать этот храм ? Храмом Духа. Причем центральное место в нём должно было занимать изображение Матери Мира.
Храма во имя Святого Духа…. Издревле на Руси существовала традиция строить храмы, посвященные Сошествию Святого Духа, в которых воспевались события, описанные в Деяниях апостолов. Существовала веками разработанная иконография, изображающая апостолов или Богоматерь с апостолами, на которых нисходят языки пламени. Особенностью Храма во Флёнове является то, что он посвящён не Сошествию, а самому Святому Духу. Есть все основания утверждать, что Храм во Флёнове стал первым и на Руси, и в России, имеющим подобное посвящение.
Слайд 7 В 1908 году Н.К.Рерих приступает к работе, и
вскоре над центральным входом появляется изображение Нерукотворного Спаса.
Образ Иисуса Христа, Спаса, как Его называли на Руси,
является центральным для всего древнерусского искусства. Спас — значит Спаситель; Спаситель мира.
К этому времени художник изучил старинное искусство икон и стенной росписи во всех ее школах, во всех эпохах.  Образу Нерукотворного Спаса Н.К.Рерих посвятил немало своих вдохновенных работ. Мозаики, выполненные по его эскизам, украсили многие
храмы. Но нигде Образ Христа-Спасителя
не достигает такой мощи, как в мозаике над входом в храм Святого Духа Слайд 8 Уже издалека,
при подходе к храму бросается в глаза эта изумительная по красоте и силе картина. Почти всё её пространство занимает Лик Христа на белом плате, окружённый летящими Ангелами, а выше, над купами облаков, виднеется Град Нездешний, завершающий всю композицию. Мы видим благородный Лик, несколько
суровый — высокие дуги бровей, широко раскрытые, прямо смотрящие глаза.
Слайд 9 Он словно следит огромными глазами за входящими в храм, напоминая о необходимости применения заповедей в жизни каждого дня. Могучая сила пронзительного взгляда, в котором соединились и безграничная скорбь, и безграничное сострадание, делает Лик живым, приближая к нашему сердцу высокое духовное Начало.
Слайд 10,11,12

Текст составлен в соответствие с презентаций (см. в разделе Педагогическая копилка)

Полезные ссылки

partnerpartnerpartnerpartner partner

Счетчик посещений


mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня8
mod_vvisit_counterВчера0
mod_vvisit_counterЗа неделю8
mod_vvisit_counterПрошлая неделя0
mod_vvisit_counterЗа месяц8
mod_vvisit_counterПрошл. месяц0
mod_vvisit_counterВсего44516

Online: 8
Ваш IP: 192.168.10.20
MOZILLA 5.0,
Дата: 2024-04-26 00:48

Статистика

  • Пользователи : 1433
  • Статьи : 53
  • Ссылки : 6
  • Просмотры материалов : 22998