Памяти Ивана Алексеевича Геращенкова

Сегодня в сфере образования Брянской области вряд ли найдешь человека, которому было бы незнакомо имя И.А. Геращенкова. Образовательной деятельности Иван Алексеевич отдал 53 года. Из них четыре с половиной работал заместителем начальника управления образования и 16 лет начальником управления, директором департамента образования Брянской области. Будучи учителем или руководителем, он никогда не боялся брать на себя ответственность, принимать конкретные решения. Настоящий профессионал своего дела, замечательный руководитель и организатор, много сделавший в становлении и развитии образования Брянской области.

16 сентября 2019 года Заслуженному учителю РФ, кандидату педагогических наук, доценту, Ивану Алексеевичу Геращенкову исполнилось бы 75 лет.

Иван Алексеевич родился в 1944 году в деревне Ужа Трубчевского района в многодетной семье. Он был старшим сыном у родителей Алексея Васильевича и Марии Дмитриевны, заботился о младших и помогал в их воспитании. В местной семилетке паренек учился на одни пятерки. В шестом классе ему, смышленому и дисциплинированному ученику, поручили быть вожатым у второклассников, с чем он с успехом справлялся. Среднюю школу оканчивал в соседней деревне. Целых три года туда и обратно, в холод и мороз, в жару и непогоду ходил за 10 км учиться. А сразу после окончания школы пошел работать учителем начальных классов в Покровскую малокомплектную школу, что находилась за семь километров от родного дома. Школа располагалась в обычном сельском доме. Вернее, занимала его половину. Там, в лесной глуши, не было ни библиотеки, ни клуба, работал лишь один маленький магазинчик. Учителю, как это ни было тогда трудно, все же удалось пригласить в село передвижную киноустановку. Он никогда не забудет, как прямо на улице, вечером в темноте, у большого экрана собралось все село. Все от мала до велика впервые в жизни пришли посмотреть кино. И это было чудом!

После года учительствования молодой человек поступил в Новозыбковский пединститут на физмат. Старался не зависеть от семьи, получал стипендию в 20 рублей и вместе с друзьями-студентами подрабатывал на разгрузке вагонов. После первого курса его призвали в армию. Три года прослужил будущий руководитель образования области в ракетных войсках, а после службы вернулся в институт, который успешно окончил в 1970 году. Из той далекой поры Иван Алексеевич вспоминает, как на старших курсах пришлось заниматься по индивидуальной программе, то есть учиться и работать. В области в то время катастрофически не хватало учителей. На четвертом курсе ректор вуза командировал его как самого успешного студента, на полгода во Вьюковскую среднюю школу Суражского района учителем физики и математики. На пятом курсе молодой педагог работал в Верещаковской средней школе Новозыбковского района организатором по внеклассной работе, а после окончания вуза там же ему дали два выпускных класса. Много времени учитель уделял ученикам, работал с ними дополнительно. Никто не просил. Он сам любил детей и желал им добра в жизни. И вот итог: из 36 выпускников 31 поступил в вузы. Выпускник Федор Пугачев в афганской войне стал Героем Советского Союза.

         Через два года талантливого учителя назначили директором Старобобовичской средней школы того же района. Иван Алексеевич полностью ушел в работу, делая невозможное возможным. Один отличный результат сменялся другим. И вот никогда ничем не блиставшая школа стала занимать первые места в соревнованиях среди школ района, первой в области перешла на кабинетную систему обучения. Но и это еще не все: впервые на Брянщине ее учащиеся начали получать государственные награды за высокие показатели в учебно-производственной бригаде школ.

Дальше все произошло так, как и должно было. Молодого директора вскоре заметили и предложили применить свой опыт в работе на руководящей должности. Иван Алексеевич был назначен заведующим отделом образования Новозыбковского района. За пять лет работы в этой должности в районе было построено пять новых типовых школьных зданий на 1392 ученических места. Первыми в области школы района перешли на односменные занятия, впервые был завершен переход на кабинетную систему обучения, открыт первый на Брянщине учебно-производственный комбинат, впервые в области распространен опыт создания школ-комплексов. Новозыбковский район не раз становился победителем всесоюзного, республиканского и областного соревнований по улучшению работы сельской общеобразовательной школы. Блестящие организаторские способности, отличный опыт, умение принимать конкретные решения привлекали внимание к Ивану Алексеевичу. В 1980 году он был избран секретарем Новозыбковского райкома КПСС. Но и здесь Иван Алексеевич неустанно курировал образование. Вскоре

И.А. Геращенкова направили учиться в академию при ЦККПСС в Москву. После двух лет учебы он приехал в Брянск, где в 1987 году был назначен заместителем начальника управления образования, а с 1992 года — начальником управления образования области. В 2004 году он работает ректором Брянского института повышения квалификации работников образования, а с 2005-го и по 2008-й — директором департамента общего и профессионального образования Брянской области — так тогда назывался департамент образования и науки. Именно в эти годы образование Брянской области стало стремительно подниматься на более высокую ступень. Под руководством Ивана Алексеевича была создана старшая профильная школа. В рамках базисного учебного плана вводились новые предметы и курсы, создавались иные типы учебных заведений: лицеи, гимназии, шла сплошная компьютеризация учебных заведений, а их руководители массово обучались в новом центре Интернет-образования. И.А. Геращенков сделал все возможное для активного внедрения информационных коммуникационных технологий. В области создается психологическая служба, приняты и действуют 18 областных целевых, ведомственных межотраслевых программ и подпрограмм. Одним из приоритетных направлений в работе руководителя департамента стало развитие материально-технической базы учреждений области: вводятся новые школы, спортзалы, детские сады, полностью завершена газификация практически всех котельных учебных заведений, приобретаются автобусы для подвоза детей к месту учебы. Иван Алексеевич уже тогда был убежден в том, что каждый руководитель обязан выявлять проблемы и постараться решать их, только тогда он состоявшийся руководитель. И.А. Геращенков ставил перед собой определенную задачу, прослеживал ее выполнение. Это труд огромный, но необходимый.

В личном архиве И.А. Геращенкова почетные грамоты Министерства образования РФ, грамоты губернатора, Брянской областной Думы. В 1980 году Ивану Алексеевичу присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РФ». Он отличник народного просвещения РФ, Белоруссии, Украины, кандидат педагогических наук. Имеет ученое звание доцента. За время работы в системе образования опубликовал более 50 научных работ в центральных изданиях педагогического направления. В журналы и газеты стал писать, будучи еще директором школы. Его всегда волновали проблемы образования области, которые было необходимо озвучивать, как он считал, а потому имел свою ни на кого непохожую точку зрения, его статьи с удовольствием публиковали в журналах «Народное образование», «Вестнике образования» и др.

И.А. Геращенков заведовал кафедрой управления и экономики образования Брянского института повышения квалификации работников образования. Вместе с коллегами читал лекции, проводил семинары, круглые столы, учебные занятия для руководителей образовательных организаций. В свободное время Иван Алексеевич отдавал себя отдыху — так он называл чтение исторических романов.

Выпускника, который получил образование в высшей школе, считал И.А. Геращенков, все равно надо постоянно учить. В институте повышения квалификации всегда окажут системную методическую помощь, поделятся знаниями, опытом.

Сегодня профессия учителя считается одной из самых перспективных в рейтинге популярных профессий. На вопрос, об авторитете учителя, Иван Алексеевич отвечал, что эта профессия всегда отличалась от других.

— Учитель должен быть асом, досконально знать свой предмет, — констатировал И.А. Геращенков. — Он должен любить свою работу, учеников. И если они не нравятся, зачем тогда идти в школу? Эта профессия сложная, трудная и тяжелая вне зависимости от преподаваемого предмета. Профессионализм, любовь к детям, доброта, настойчивость, требовательность — вот качества истинного учителя. Если эти качества сосредотачиваются в человеке, из него получится хороший педагог, который будет давать хорошие знания. Строгого, но справедливого учителя ученики вспоминают всегда.

Таков и был Иван Алексеевич. Учителем с большой буквы, блестящим руководителем, замечательным человеком. Если бы можно было повернуть время вспять, он все равно бы связал свою жизнь с системой образования. Не секрет, что если состоишься в профессии, она ответит взаимностью. Яркое подтверждение этим словам жизненный путь И.А. Геращенкова. Путь педагога и руководителя, создававшего все условия для хорошего обучения детей и работы учителей.