«Обучение правам человека в системе гражданского и правового образования в рамках реализации ФГОС общего образования и профессиональных образовательных организаций»

       

 

       

 

С 9 по 12 октября в Брянском ИПКРО cотоялась итоговая сессия курсов повышения квалификации педагогических работников г. Брянска и Брянской области «Обучение правам человека в системе гражданского и правового образования в рамках реализации ФГОС общего образования и профессиональных образовательных организаций»

Обучение правам человека

Права человека в XXI веке являются общепризнанной нормой человеческого общежития. Их изучение в современной школе относится не столько к усвоению учениками нормативно-правовых вопросов, сколько к формированию у них общегуманитарного мировоззрения и воспитанию критического мышления.

Именно эти компетенции старшеклассников и учились формировать брянские педагоги на интерактивных и лекционных занятиях преподавателей из Перми Марии Владимировны Черемных и Андрея Борисовича Суслова.

На занятиях шёл разговор о правовом государстве и верховенстве закона, роли образовательной среды в формировании гражданственности, формировании и диагностике ценностей прав человека в личностных результатах ФГОС, свободе от пыток, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения, правах ребёнка.

Говорили на курсах и о содержании основных понятий прав человека, осмысливали сущность основных прав (как всегда в интерактивной форме), в игре «Защити свои права» пытались разобраться в различных ситуациях нарушения прав и отыскать наиболее эффективные стратегии защиты.

Мария Владимировна Черемных неизменно неся в аудиторию энергетику хорошего настроения, предлагала к пониманию и обсуждению смелые тезисы: что такое Права Человека, почему права человека - это не обо всем на свете, почему важны свобода выражения мнения и свобода слова.

Живой интерес аудитории вызвала актуальная на современном этапе тема «Международные системы защиты прав человека». В ней Андрей Борисович Суслов, дал обзор внутригосударственных и международных механизмов защиты прав человека. Он увлечённо и подробно рассказывал об основных инструментах и механизмах по защите прав человека Совета Европы, Европейской системе защиты прав человека, органах ООН по правам человека. Рассказ вызвал множество вопросов зала на уточнение, конкретизацию описанных механизмов, возможности их использования рядовыми россиянами. Ни один из них не остался без ответа. Более того, мы получили возможность принять участие в деловой игре «Свобода выражения мнения в решениях европейского суда». Выступая в роли судей Европейского суда по правам человека, мы пытались на основе материалов реальных дел Европейского суда ответить на вопрос «Имело ли место нарушения статьи десять Европейской конвенции прав человека»

 В ходе курсов участники обратились к специфике представления знаний о правах и свободах человека и гражданина школьникам, познакомились с современными формами освоения этих знаний, проверили ряд интерактивных методик на себе. Мы были не столько «включенными наблюдателями», сколько участниками процесса обучения в области прав человека.

Какие технологии правового просвещения молодежи наиболее эффективны? Как побуждать молодых людей к изучению и применению правозащитных механизмов? Какие различия существуют в восприятии и осознании прав человека в современном мире? Эти и другие вопросы вызвали активную дискуссию среди участников, в ходе которой, как мы потом отметили, шёл не только обмен знаниями и наработанным опытом, но и рождались новые идеи.

По итогам мероприятия все участники получили удостоверения о повышении квалификации, которые вручил заведующий центра гражданского-правового образования Брянского ИПКРО Николай Степанович Коваленко

Оксана Постникова,

учитель истории МАОУ ДСОШ № 5,

участница курсов