ОТЧЁТ О РЕЗУЛЬТАТАХ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ "МАТЕМАТИКА" В 2017 ГОДУ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Согласно приказу  № 491/1 от 21.03.2017 г. департамента образования и науки Брянской области  8 апреля 2017 г. проведен мониторинг  качества образования в образовательных организациях Брянской области по математике.

Количественный анализ результатов тестирования по математике

Таблица 1

Количество участников

не выполнивших задания

Не прошедших минимальный порог тестирования

Прошедших тестирования

Выполнившие все задания

7 класс

1099

11

384

702

2

8 класс

519

34

250

234

1

9 класс

274

14

116

144

0

10 класс

177

8

82

83

4

Всего

2069

67

832

1163

7

Отчёт о результатах мониторинга качества образования  по учебному предмету «Математика» (профильный уровень) в 2017 году в Брянской области

В 2017 году в мониторинге по учебному предмету "Математика"  в Брянской области приняли участие 2069 человек, из них  1099 - обучающихся 7 классов,   519 - 8 классов, 274 - 9 классов, 177 - 10 классов.

Согласно разработанной методике оценки качества образования минимальный порог для успешного прохождения тестирования – 40% выполненных заданий.

Результаты тестирования  по учебному предмету "Математика" в 2017 году

Таблица 2

Показатели

Результаты

Брянской области в 2017 году

Количество участников по математике

2069

Количество выпускников, не преодолевших минимальное количество баллов по математике

899

Количество участников, выполнивших работу на 100%

7

 

 

 

 

 

 

 

Результаты по учебному предмету "Математика" в 2017 году по административно–территориальным единицам (АТЕ) Брянской области

Таблица 3/1

7 класс

 

Всего участвовало

Получили 0 баллов

Не прошли

тестирование

Прошли

тестирование

Получили 100 %

Советский

59

0

0

59

0

Бежицкий

240

2

98

140

0

Володарский

120

1

40

77

2

Фокинский

108

0

47

61

0

Брянский

36

0

6

30

0

Выгоничский

22

1

11

10

0

Дубровский

11

0

9

2

0

Дятьковский

63

0

11

52

0

Жуковский

12

0

0

12

0

Злынковский

20

0

8

12

0

Климовский

21

0

4

17

0

Клетнянский

12

0

7

5

0

Мглинский

16

0

8

8

0

Навлинский

27

0

7

20

0

Почепский

18

3

3

12

0

Унечский

90

2

41

47

0

Новозыбков

95

0

10

85

0

Клинцы

58

2

38

20

0

Фокино

29

0

17

10

0

Сельцо

42

0

19

23

0

ИТОГО

1099

11

384

702

2

Таблица 3/2

8 класс

Всего участвовало

Получили 0 баллов

Не прошли

тестирование

Прошли

тестирование

Получили 100 %

Советский

11

0

0

10

1

Бежицкий

64

2

38

24

0

Володарский

78

4

51

23

0

Фокинский

31

0

19

12

0

Брянский

45

0

5

40

0

Дятьковский

51

0

23

28

0

Жуковский

54

0

13

41

0

Злынковский

12

0

5

7

0

Клетнянский

15

4

5

6

0

Мглинский

11

2

4

5

0

Навлинский

27

4

18

5

0

Суражский

26

0

18

8

0

Унечский

30

8

21

1

0

Клинцы

29

3

18

8

0

Сельцо

23

4

7

12

0

Стародуб

12

3

5

4

0

Всего

519

34

250

234

1

Таблица 3/3

9 класс

Всего участвовало

Получили 0 баллов

Не прошли

тестирование

Прошли

тестирование

Получили 100 %

Советский

11

0

0

11

0

Бежицкий

59

4

30

25

0

Володарский

19

2

12

5

0

Фокинский

24

0

7

17

0

Брянский

11

0

1

10

0

Дятьковский

48

2

19

27

0

Жуковский

14

0

1

13

0

Комаричский

11

0

6

5

0

Клетнянский

11

0

6

5

0

Навлинский

14

1

8

5

0

Унечский

14

2

6

6

0

Фокино

16

0

8

8

0

Сельцо

22

3

12

7

0

 

274

14

116

144

0

Таблица 3/4

10 класс

Всего участвовало

Получили 0 баллов

Не прошли

тестирование

Прошли

тестирование

Получили 100 %

Бежицкий

34

0

23

7

4

Володарский

30

1

20

9

0

Брянский

12

0

1

11

0

Дятьковский

36

3

4

29

0

Жуковский

18

0

5

13

0

Клетнянский

12

0

9

3

0

Мглинский

12

3

5

4

0

Навлинский

11

0

9

2

0

Почепский

12

1

6

5

0

Всего

177

8

82

83

4

7 класс

1) В 2017 году математику писали   1099  человек.

2) Обучающиеся достаточно успешно справились с заданиями №1, №5,6, в которых проверялись умения  решать линейные уравнения, работать с графиками функций, знать простейшие геометрические формулы и применять их при решении простейших геометрических задач.

3) Наибольшие затруднения среди заданий базового уровня вызвала задачи №2, в которых требовалось разложить на множители, задание №7 -  найти значение выражения – т.е.  задания, проверяющие умения выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями. Задание №2 – в основном вычислительные ошибки, задание №7 показало пробелы в знаниях свойств степеней. Также проблемы возникли при решении задания №5 – геометрическая задача на свойства углов – смежных, вертикальных.

4) При решении задач повышенного уровня сложности с расширенным ответом (№8 - №10) обучающиеся испытывали достаточно серьезные затруднения при решении всех 3 заданий. Наибольшие затруднения вызвала задача №10  - решение системы уравнений с параметрами. В большинстве своем обучающиеся не приступали к выполнению последнего задания.

Наиболее успешно справились с заданием №8 – текстовой задачей.

 5) Отметим, что, к сожалению, во многих заданиях значительная часть неверных ответов была получена вследствие вычислительных ошибок, причем большая часть связана с неумением работать с отрицательными числами – умножать, выносить за скобки, складывать, вычитать.

8 класс

1) В 2017 году математику писали  519 человек.

2) Обучающиеся достаточно успешно справились с заданиями №1, №4,5, в которых проверялись умения  извлекать квадратный корень из числа, в т.ч. рационального, пользоваться свойствами корны, решать линейные уравнения, знать простейшие геометрические формулы (площадь треугольника, теорема Пифагора, свойства равнобедренного треугольника) и применять их при решении простейших геометрических задач.

3) Наибольшие затруднения среди заданий вызвала задачи №3, в которых требовалось решить систему неравенств, задание №9, 12 -  геометрические задачи, №2 и №10 – рациональные выражения. Задание №3 – в основном невнимательность при чтении задания – надо указать 1 (наибольшее, наименьшее)  решение, указывают весь промежуток, задания №2 и 10 показало пробелы в умениях упрощать рациональные выражения, чаще всего вычислительные ошибки при приведении подобных слагаемых. Также проблемы возникли при решении задания №9 и 12 – геометрические задачи, показали недостаточные знания свойств вписанных и описанных углов и признаков подобия треугольников. Анализ показал, что задание №12 следовало отнести к заданиям повышенного уровня сложности, т.к. на его решение требовалось и большее количество времени, и умения применять знания и свойств параллелограмма, и подобия треугольников.

Наиболее успешно справились с заданием №8 – теория  вероятности и № 11 -  текстовой задачей.

 5) Отметим, что, к сожалению, во многих заданиях значительная часть неверных ответов была получена вследствие вычислительных ошибок, причем большая часть связана с умением приводить подобные слагаемые и с недостаточными знаниями по геометрии.

9 класс

1) В 2017 году математику писали 274 человека.

2) Обучающиеся достаточно успешно справились с заданиями №1,2,3, в которых проверялись вычислительные умения и умения  решать геометрические задачи, связанные с прямоугольным треугольником.

3) Наибольшие затруднения среди заданий базового уровня вызвала задачи №7, в которых требовалось построить график функции, задание №9 -  решить систему уравнений  №10 – геометрическая задача. Задание №7 – в основном небрежное построение или неумении строить графики сложных функций, задание №9 показало пробелы в умениях производить подстановку и упрощать полученное выражение, задания №10 – геометрическая задача на знание формул окружности, свойств хорд и их использование в задачах. Задания №7 и №10 относились к повышенному уровню сложности, и если задание № 10 пытались решить, то №7 многие даже не начинали.

10 класс

1) В 2017 году математику писали  177 человек.

2) Обучающиеся достаточно успешно справились с заданиями №1, №4,8, 10 в которых проверялись умения  производить вычисления, в т.ч. и применительно к тригонометрическим выражениям – подставлять значения и находить значение выражения, знать простейшие геометрические формулы и применять их при решении простейших геометрических задач, а также умение решать простейшие задачи на проценты.

3) Наибольшие затруднения среди заданий базового уровня вызвала задачи №3, в которой требовалось найти значение логарифмического выражения, применив знания свойств логарифмов, задание №6,8 -  найти значение тригонометрического выражения, используя формулы приведения. Задания №13 и №15 показали пробелы в умениях решать логарифмические и тригонометрические уравнения соответственно. Также проблемы возникли при решении задания №11 – геометрическая задача на вписанные и описанные треугольники – остаточные знания по планиметрии оказались у многих обучающихся на невысоком уровне.

4) При решении задач повышенного уровня сложности с расширенным ответом (№16-17) обучающиеся испытывали достаточно серьезные затруднения. Наибольшие затруднения вызвала задача №16  - показательное неравенство. В большинстве своем обучающиеся не приступали к выполнению этого задания.

Наиболее успешно справились с заданием №4, 5,10.

 5) Отметим, что, к сожалению, во многих заданиях значительная часть неверных ответов была получена вследствие незнания или неумения пользоваться формулами приведения, свойствами степеней и логарифмов, неправильной записи ответов при решении тригонометрических уравнений.

На основании анализа результатов мониторинга в программе курсов повышения квалификации для учителей математики при проведении мастер-классов и практических занятий основной упор сделан на показ позитивного опыта работы по созданию системы подготовки учащихся к решению заданий с параметрами (начиная с 7 класса), по созданию комплексов заданий на «повторение пройденного» в предыдущих классах.