30 октября 2025 года в ГАУ ДПО «БИПКРО» состоялась научно‑практическая конференция «Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ». В мероприятии приняли участие более 50 педагогов, психологов, логопедов, руководителей образовательных организаций и представителей профильных учреждений.
Конференция стала важной площадкой для обмена опытом, обсуждения вызовов и презентации эффективных практик в сфере специального образования. Работа проходила в формате пленарного заседания и трёх тематических секций.
Открывая конференцию, с приветственным словом выступила Матюхина Полина Валерьевна — ректор ГАУ ДПО «БИПКРО», кандидат педагогических наук, доцент. В своём обращении она подчеркнула: «Сегодня мы собрались, чтобы не просто обсудить проблемы, но и найти точки роста для инклюзивного образования. Каждый ребёнок с ОВЗ заслуживает качественного обучения и поддержки — и наша профессиональная задача сделать это реальностью».
Глубокий аналитический взгляд на ситуацию представила Матюшкова Елена Александровна (зав. кафедрой психологии и специального образования БИПКРО, к. пс. н.) в докладе «Проблемное поле специального и инклюзивного образования». Эксперт систематизировала ключевые вызовы: от дефицита специализированных кадров до сложностей интеграции детей с тяжёлыми нарушениями. Её выступление стало своеобразным «пунктом отсчёта» для дальнейших дискуссий.
О цифровом прорыве в сфере инклюзии рассказала Шатохина Галина Александровна (руководитель Ресурсного учебно‑методического центра БППК). В докладе «Инклюзия и цифровые технологии: инновации в обучении детей с особыми потребностями» она продемонстрировала, как интерактивные платформы и ассистивные устройства помогают преодолевать барьеры обучения.
Реалии повседневной работы школ осветила Чугур Елена Викторовна (директор С(К)ОШ № 37 г. Брянска) в выступлении «Актуальные проблемы обучения детей с ОВЗ». На основе многолетнего опыта она выделила три «болевые точки»: нехватку методических материалов, сложность адаптации программ и необходимость психологической поддержки педагогов.
В рамках конференции параллельно работали три секции, каждая из которых сосредоточилась на ключевом аспекте сопровождения детей с ОВЗ.
- Секция «Технологии профессиональной деятельности учителя логопеда»
 
Здесь обсуждались прикладные техники, позволяющие детям с нарушениями речи и интеллекта осваивать коммуникативные навыки. С докладами выступили: Сканченкова Ольга Александровна (учитель логопед С(К)ОШ № 50), Захарова Татьяна Сергеевна (учитель логопед МБДОУ д/с № 9 «Красная шапочка»), Кулешова Ирина Петровна (учитель логопед С(К)ОШ № 37 г. Брянска), Михейченко Ольга Сергеевна (учитель логопед МБДОУ д/с № 114 «Чебурашка»), Шильчикова Ольга Васильевна (учитель логопед МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска).
По итогам секции участники выработали рекомендации по адаптации логопедических методик под разные возрастные группы и типы нарушений.
- Секция «Проектирование и реализация АОП для детей с ОВЗ»
 
Эксперты обсудили, как создавать гибкие программы, учитывающие индивидуальные потребности ребёнка. Доклады представили:
Будаев Александр Фёдорович (зам. директора по НМ и УВР МБОУ «Меленская СОШ» Стародубского округа), Зеленина Ирина Владимировна (зам. директора по УР С(К)ОШ № 31), Дьячкова Наталья Сергеевна (учитель начальных классов ГБОУ «Брасовская школа интернат»), Ивашко Марина Александровна (учитель начальных классов ГБОУ «Супоневская школа интернат»), Цырульникова Ирина Алексеевна (учитель начальных классов ГБОУ «Трубчевская школа интернат»), Напреева Светлана Ивановна (учитель географии, биологии, химии ГБОУ «Трубчевская школа интернат»), Титова Оксана Александровна (учитель начальных классов С(К)ОШ № 44). Итогом секции стало то, что участники пришли к выводу, что АОП должна быть «живым» документом, регулярно корректируемым на основе динамики развития ребёнка.
- Секция «Психолого педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»
 
Специалисты обсудили, как сочетать коррекционные методики с эмоциональной поддержкой. Выступили:
Сапонова Людмила Николаевна (педагог психолог ГБОУ «Елионская школа интернат»), Карпекина Марина Юрьевна (педагог психолог МБДОУ д/с № 9 «Красная шапочка»), Корнеева Татьяна Владимировна (педагог психолог МБДОУ д/с № 149 «Сказочный»), Кнороз Марина Эдуардовна (педагог психолог Брянской городской общественной организации родителей детей инвалидов), Напреенко Юлия Владимировна (учитель дефектолог С(К)ОШ № 50), Струкова Елена Анатольевна (тьютор ГБПОУ «Брянский профессионально педагогический колледж»).
По итогам конференции участники:
- выделили ключевые проблемы в сфере инклюзивного образования;
 - обменялись практическими инструментами для работы с детьми с ОВЗ;
 - наметили направления для дальнейшего сотрудничества между образовательными организациями.
 
«Мероприятие подтвердило важность системного диалога между теоретиками и практиками. Мы уверены, что представленные подходы помогут улучшить качество образования для детей с особыми потребностями», — отметили организаторы.




