Совершенствование профориентационной работы инженерной направленности с обучающимися Брянской области обсудили на региональной конференции
В рамках плана работы ГАУ ДПО «БИПКРО» 20 ноября 2025 года состоялась региональная конференция «Совершенствование профориентационной работы инженерной направленности с обучающимися Брянской области».
Открыла мероприятие ректор ГАУ ДПО «БИПКРО», кандидат педагогических наук, доцент П.В. Матюхина, которая передала всем присутствовавшим слова приветствия от имени Алевтины Александровны Андреевой, директора департамента образования и науки Брянской области, Почетного работника общего образования РФ. Полина Валерьевна отметила особую значимость конференции для совершенствования системы профориентации в регионе, выразила уверенность в том, что обсуждение актуальных проблем и обмен передовым опытом внесут значительный вклад в развитие инженерного образования и подготовку высококвалифицированных кадров для промышленности Брянской области.
Конференция собрала представителей образовательных учреждений различного уровня, что позволило обсудить широкий спектр вопросов, касающихся интеграции общего и дополнительного образования, формирования единого подхода к профессиональной ориентации и развитию технического творчества среди молодежи.
Пленарное заседание конференции началось с обстоятельного обсуждения ключевых вопросов, затрагивающих основы профориентирования и перспективные направления взаимодействия образовательных структур и работодателей. Докладчики раскрыли важнейшие аспекты интеграционного процесса, позволяющего формировать единую образовательную среду, ориентированную на создание необходимых условий для становления и развития инженерных талантов среди молодого поколения Брянской области.
Марина Владимировна Захарова, проректор ГАУ ДПО «БИПКРО», представила доклад об инструментах проекта «Школа Минпросвещения России», подчеркнув важность межведомственного сотрудничества в рамках реализации профориентационных мероприятий, необходимость усиления роли дополнительного образования в формировании интереса к техническим специальностям.
Никита Евгеньевич Захаров, проректор ФГБОУ ВО «Брянский инженерно-технологический университет», обозначил основные направления взаимодействия высших учебных заведений с предприятиями региона. Особое внимание было уделено вопросам адаптации учебных программ к требованиям рынка труда и подготовке кадров, востребованных промышленностью.
Оксана Викторовна Сапегина, заместитель руководителя Центра опережающей профессиональной подготовки Брянской области, осветила реализацию Единой модели профориентации «Билет в будущее» на территории Брянской области, отметила значение комплексного подхода к профориентации, включающего современные технологии и методики оценки склонностей и способностей учащихся.
На конференции работали три тематические секции, на которых были представлены уникальные программы и направления работы.
Первая секция конференции была посвящена вопросам эффективного использования инфраструктуры национального проекта «Образование» в целях профориентационной работы инженерной направленности. Здесь рассматривались лучшие практики и новые подходы, применяемые Центром цифрового образования «АйТи-куб» и детским технопарком «Кванториум». Участники детально изучали опыт организации и координации сетевых взаимодействий, обеспечивающих масштабное распространение лучших инициатив в регионе. Важнейшей темой стали формы привлечения современных информационных ресурсов и цифровых платформ для успешного проведения профориентационных мероприятий, направленных на выявление и поддержку талантливых ребят, проявляющих интерес к техническому творчеству и инженерии.
Елена Николаевна Короткова поделилась опытом организации профориентационной работы с применением ресурсов центра цифрового образования «Айти-куб», представила разработки инновационных курсов и тренингов, направленных на развитие инженерных навыков у школьников.
Ирина Владимировна Давыдкина рассказала о сетевом взаимодействии школ и мобильного технопарка «Кванториум», подчеркнув роль коллективных форм работы и проектной деятельности в развитии инженерно-технического потенциала учащихся.
Катерина Викторовна Рак и Юрий Михайлович Павлов представили практические рекомендации по проведению эффективных профориентационных мероприятий.
На второй секции конференции были рассмотрены важные вопросы модернизации образовательного процесса в сфере трудового воспитания и технологического обучения. Участники обсудили проблемы и перспективы взаимодействия вузов с общеобразовательными учреждениями, а также внедрение обновленного содержания предмета «Труд (технология)». Акцент был сделан на повышении качества методического сопровождения преподавателей, внедрении инновационных методик и практик, соответствующих современным потребностям экономики и производства. Рассмотрены эффективные способы организации занятий, позволяющие развивать творческие способности и инженерно-техническое мышление у школьников.
Наталья Ивановна Лебедева, Татьяна Алексеевна Степичева и Сергей Николаевич Кузнецов поделились своими взглядами на обновление содержания предметов, предложив конкретные пути улучшения методического сопровождения учителей.
Евгения Ивановна Серкова и Саланкова Светлана Евгеньевна подняли проблему взаимосвязи вузовских кафедр и общеобразовательных учреждений. Обозначили значимость проектирования совместных образовательных программ и стажировок студентов на предприятиях региона.
Особое внимание привлекла третья секция, организованная в формате круглого стола по теме «Региональный план работы по реализации II этапа Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года: ключевые мероприятия, роль педагога и руководителя образовательной организации». Участниками дискуссии выступили представители органов управления образованием, руководители образовательных учреждений и педагоги-практики. В ходе обсуждения были определены приоритетные направления работы, согласованы механизмы взаимодействия образовательных организаций и партнеров из сферы бизнеса и культуры. Основное внимание уделялось разработке комплекса мер, направленных на модернизацию системы дополнительного образования, усиление связи между школьным образованием и профессиональными структурами, укрепление позиций региональных образовательных площадок в федеральном пространстве. Обсуждение завершилось выработкой рекомендаций, направленных на улучшение условий для выявления и поддержки одарённых детей, популяризацию научных и технических направлений деятельности среди молодёжи Брянской области.
Участники конференции получили ценные рекомендации по совершенствованию организационно-методической базы профориентационной работы, по проведению мониторинга потребностей предприятий и рынков труда.









